По итогам 2020 года оборот розничной торговли составил 173,4 млрд. руб. или 97,9% к прошлому году. Рост ИФО оборота розничной торговли отмечен по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства на 5,9% к уровню 2019 года.
В январе - августе 2021 года оборот розничной торговли относительно аналогичного периода 2020 года снизился на 0,6% и составил 121,4 млрд. руб. При этом по итогам 8 месяцев 2021 года сохранилась положительная динамика ИФО оборота розничной торговли по крупным организациям - рост составил 1,3%, по малым предприятиям - на 2,3% и по микропредприятиям - на 5,8%.
На сложившуюся динамику регионального розничного товарооборота на протяжении 2020 - 2021 гг. оказывают значительное влияние реализация мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, инфляция, сокращение реальных располагаемых доходов населения, и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель текущего потребления.
В настоящее время на территории Томской области представлены все форматы торговых объектов - крупные торговые центры, магазины формата "у дома", магазины дискаунтеры, розничные рынки, ярмарки, павильоны и киоски.
По данным мониторинга развития региональной торговой инфраструктуры торговое обслуживание населения области осуществляют около 6,6 тыс. магазинов (из них более 50% находятся на территории сельских поселений) и 6 розничных рынков на 876 торговых мест.
Наблюдается дальнейшее смещение покупательского спроса в сторону удобства и практичности, снижение объема продаж на рынках по итогам 2020 года составило 0,8 п.п. относительно 2019 года (в январе - августе 2021 года тенденция сохранилась - снижение на 0,3 п.п.), при этом доля оборота сетевой торговли в общем объеме товарооборота выросла на 3,6% и достигла 48% по итогам отчетного периода.
Структура розничной торговли обусловлена потребительской моделью поведения и предпочтениями населения. Современные форматы торговли привлекают покупателей не только широким ассортиментом и уровнем сервиса, но и гибкой ценовой политикой, стимулирующими акциями.
Несмотря на увеличение магазинов торговых сетей в Томской области, особое внимание уделяется развитию малых форматов торговли, которые играют важную роль в экономике Томской области, обеспечивая работой многих жителей региона. Малые форматы торговли, в том числе нестационарная торговля, являются одним из каналов сбыта для мелких и средних местных производителей, в первую очередь сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания.
Для содействия в реализации мер государственной поддержки по развитию малых форм хозяйствования, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством, а также в целях насыщения товарного рынка и обеспечения горожан местной сельскохозяйственной продукцией на территории Томской области с 2009 года регулярно проводятся ярмарки "выходного дня".
В 2020 году ярмарки "выходного дня" были организованы на 10 площадках, рассчитанных на 359 торговых мест. Объем реализованной на ярмарках продукции по итогам 2020 года составил 61,5 млн. руб., что ниже уровня 2019 года на 28,3 млн. руб.
Данная динамика объема продаж обусловлена, прежде всего, снижением потребительского спроса. Также отметим, что регистрируемые темпы роста цен на продовольственные товары, реализуемые на рынках и ярмарках, выше, чем в целом на потребительском рынке региона. Кроме того, в отчетном году были закрыты 4 площадки для организации ярмарок "выходного дня".
Количество объектов нестационарной торговой сети (НТО) по состоянию на 01.01.2021 на территории Томской области составило 877 объектов. Основная часть НТО расположены в городе Томск - 714, в муниципальных образованиях Томской области размещено 163 объекта. К 2020 году количество НТО в регионе сократилось на 208 объектов, что обусловлено плановой работой по сносу объектов, размещенных в отсутствие разрешительных документов, в 2021 году работа по регулированию и упорядочению размещения нестационарных объектов продолжается.
Также специалисты муниципальных образований, в ведении которых находится вопрос регулирования размещения НТО и утверждения соответствующих схем размещения, отмечают, что наиболее востребованные места для размещения объектов нестационарной торговли уже заняты в схемах, а от других мест предприниматели отказываются, включение новых мест НТО в схемы не всегда представляется возможным.
Сложившаяся ситуация с пандемией серьезно повлияла на покупательские привычки. В торговле сделан большой акцент на сервисах доставки, как собственными силами, так и с помощью федеральных агрегаторов.
Стала очень активно развиваться электронная коммерция. Основными факторами тенденции эксперты называют растущее количество онлайн-покупателей и повышенный спрос на товары первой необходимости в интернете. В ближайшие 4 года рынок электронной торговли будет стремительно наращивать свои обороты.
Отметим также, что в настоящее время размещение нестационарных торговых объектов в субъектах Российской Федерации осуществляется на различных правовых основаниях и условиях. При этом на федеральном уровне не установлено единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.
Кроме того, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не учитываются особенности осуществления развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств.
Основной проблемой развития конкуренции на данном рынке является отсутствие финансирования мероприятий, направленных на увеличение количества ярмарок, мобильных объектов и иных объектов малых форматов торговли, в частности:
- на возмещение затрат, связанных с организацией поездок предпринимателей муниципальных образований Томской области, транспортировкой их продукции в областной центр с целью участия в ярмарочных мероприятиях;
- на возмещение затрат, связанных с реконструкцией имеющихся и строительством новых ярмарочных объектов, которые могут функционировать круглогодично.
37.2. Ключевые показатели
Ключевой показатель | Числовое значение ключевого показателя | Ответственный исполнитель | ||||
01.01.2022 | 01.01.2023 | 01.01.2024 | 01.01.2025 | 31.12.2025 | ||
Увеличение количества торговых мест, предусмотренных объектами малых форматов торговли, в % по отношению к 2020 году | - | 1,7 | 3,8 | 10 | 10 | Департамент потребительского рынка Администрации |
37.3. Мероприятия по достижению ключевых показателей развития конкуренции на рынке розничной торговли
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ожидаемые результаты | Исполнитель |
1. | Содействие развитию ярмарочной торговли на территории Томской области | 2022 - 2025 годы | Проведение специализированных ярмарок пищевой продукции местных товаропроизводителей; Увеличение торговых мест | Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
22. | Актуализация схем размещения нестационарных торговых объектов | 2022 - 2025 годы | Включение в схемы новых мест для размещения объектов нестационарной торговли | Органы местного самоуправления муниципальных образований томской области |
33. | Реализация мероприятий, направленных | 2022 - 2024 годы | Включение в схемы новых мест для размещения объектов нестационарной торговли | Органы местного самоуправления муниципальных образований томской области |
4. | Мониторинг фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов | 2022 - 2025 годы | Достижение значения норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 25.01.2017 № 15а | Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |