Дорожное строительство, предназначением которого является создание транспортной системы как элемента инфраструктуры экономики, в том числе сети автомобильных дорог, было и остается одной из основных производственных сфер, обеспечивающих решение как общегосударственных, так и региональных социально-экономических задач, поскольку состояние и развитие дорог непосредственно влияет на валовой продукт, уровень цен, коэффициент коммерческого использования дорог отраслями экономики.
С 2019 года основная часть работ по ремонту автомобильных дорог проводится в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в связи с чем к участникам закупочных процедур выдвигаются высокие требования по качеству выполняемых работ и гарантийным обязательствам. Обеспечение данных требований участниками рынка возможно только при соблюдении технологии производства работ, что требует наличия современной дорогостоящей техники.
Еще одним из направлений на рынке дорожной деятельности является эксплуатация и содержание автомобильных дорог. Данный сектор рынка можно условно разделить на две части: эксплуатация автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также улично-дорожной сети крупных городов и содержание улично-дорожной сети иных населенных пунктов.
Эксплуатация автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также улично-дорожной сети крупных городов требует наличия значительного парка специализированной техники, что может быть обеспечено только крупными участниками рынка. Как правило, данную нишу занимают государственные или муниципальные унитарные предприятия. Содержание улично-дорожной сети малых городов, сел и деревень осуществляется предприятиями и индивидуальными предпринимателями, имеющими дорожно-строительную технику, для которых данный вид деятельности не является основным.
Учитывая недостаточность средств Дорожного фонда Томской области и дорожных фондов муниципальных образований, строительство, реконструкция автомобильных дорог и инженерных сооружений на них осуществляются в незначительном количестве, при этом для участников рынка основным сдерживающим фактором является наличие финансовых ресурсов для участия в закупочных процедурах.
Основными проблемами, препятствующими развитию конкуренции на рынке дорожной деятельности, являются:
необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимой дорожно-строительной техники при длительных сроках окупаемости этих вложений;
недостаточное развитие системы лизинга в части льготного кредитования дорожно-строительных организаций.
23.2. Ключевые показатели
Ключевой показатель | Числовое значение ключевого показателя | Ответственный исполнитель | ||||
01.01.2022 | 01.01.2023 | 01.01.2024 | 01.01.2025 | 31.12.2025 | ||
Доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования), % | 85 | 87 | 90 | 93 | 95 | Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области |
23.3. Мероприятия по достижению ключевых показателей развития конкуренции
на рынке дорожной деятельности (за исключением проектирования)
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ожидаемые результаты | Исполнитель |
1. | Сокращение сроков приемки выполненных работ по результатам исполнения заключенных государственных | 2022 - 2025 годы | Финансовое оздоровление предприятий за счет сокращения кассовых разрывов | Департамент транспорта, дорожной деятельности |