Действующий

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года (с изменениями на 1 сентября 2022 года)


6.3. Торговля

Розничная и оптовая торговля Томской области имеет устойчивое состояние и характеризуется как динамично развивающийся сектор экономики, обеспечивающий ежегодно до 9% валового регионального продукта. Состояние  и эффективность функционирования данной отрасли непосредственно влияют  как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.

Основными факторами, определяющими развитие потребительского рынка на долгосрочный период, являются платежеспособный спрос населения, а также создание комфортной потребительской среды и эффективной инфраструктуры торговли.

Ограничительные меры, введенные в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к спаду в розничной торговле.  После трех лет роста оборот розничной торговли в Томской области в 2020 году снизился на 1,5% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2019 годом и составил 174 504,2 млн. рублей. При этом розничный товарооборот продовольственных товаров упал на 1,9%; непродовольственных товаров - на 1,1%.

По итогам первого полугодия 2021 года сохраняется тенденция снижения оборота розничной торговли. Индекс физического объема к уровню соответствующего периода 2020 года составил 98,3%. При этом снижение оборота демонстрируют продовольственные товары (на 2,9%) и непродовольственные  (на 0,6%). Однако отмечается ежемесячное сокращение глубины падения оборота относительно соответствующих периодов прошлого года: от 96,6% в январе  2021 года к январю 2020 года до 98,3% в январе - июне 2021 года к январю - июню 2020 года.

По итогам 2021 года прогнозируется рост оборота розничной торговли  на уровне 100,2%, в том числе за счет эффекта низких показателей 2020 года,  а также за счет продолжения ускоренного развития онлайн-продаж и увеличения количества торговых сетей.

По мере улучшения эпидемиологической ситуации ожидается постепенная нормализация потребления и, как следствие, восстановление положительной динамики розничного товарооборота. В 2022 году прогнозируется рост объема розничной торговли по базовому варианту на 1,5% с последующим ежегодным увеличением темпов до уровня 2,7% в 2024 году.

До 2036 года предполагается дальнейшее создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе расширение торговых сетей разного уровня потребления - от магазинов шаговой доступности  до крупных сетевых компаний с торгово-развлекательными комплексами, усовершенствование дистанционной торговли (прежде всего интернет-торговли), развитие узкоспециализированных магазинов, нестационарных и мобильных торговых объектов. Кроме того, предполагается развитие торговли с сервисом доставки товаров потребителю, а также мобильной торговли в труднодоступных, малонаселенных или удаленных населенных пунктах и местностях. Объем реализуемых товаров населению в сопоставимых ценах по базовому варианту  в 2036 году относительно 2020 года увеличится на 51,1%.



Прогноз динамики оборота розничной торговли
на долгосрочный период

Показатель

2019 год
(факт)

2020 год
(факт)

2021 год
(оценка)

Вариант прогноза

2024 год
(прогноз)

2030 год
(прогноз)

2036 год
(прогноз)

Оборот розничной торговли,
в действующих ценах,
млн. рублей

171 424,5

174 504,2

186 043,8

консер-вативный

216 419,2

293 906,4

400 965,9

базовый

224 031,3

334 264,7

490 386,5

целевой

226 254,4

335 775,1

500 125,2

Оборот розничной торговли,
в сопоставимых ценах,
в % к предыдущему году

103,4

98,5

100,2

консерва-тивный

102,0

101,5

101,8

базовый

102,7

103,5

102,9

целевой

103,0

103,2

103,5


По целевому варианту до 2036 года темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах прогнозируются в диапазоне 102,5 - 103,8%. Оборот розничной торговли в действующих ценах к 2036 году составит  500 125,2 млн. рублей.

В консервативном варианте прогноза ожидается динамика товарооборота  в пределах 99,8 - 102,0%. Более низкие темпы роста обусловлены изменением структуры потребления населения с низкими доходами в сторону более доступных (дешевых) продуктов.