Действующий

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года (с изменениями на 1 сентября 2022 года)


2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период, включая основные
 показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды
и природных ресурсов

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ  "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Прогноз  социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период  до 2036 года (далее - Долгосрочный прогноз) разработан на вариативной основе.

Долгосрочный прогноз разработан с учетом ожидаемых тенденций  в мировой и российской экономике, ситуации на товарных и финансовых рынках,  а также комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Кроме того, учтена необходимость достижения целей и задач Стратегии развития, показателей эффективности деятельности высших должностных лиц  и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальных целей развития Российской Федерации и национальных проектов,  в т.ч. показателей, установленных для Томской области в рамках соглашений  с федеральными органами исполнительной власти о реализации региональных проектов.

Сценарные условия определены с учетом накопленного потенциала региона и внешних факторов воздействия. В качестве основы при формировании Долгосрочного прогноза использованы: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года, сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также данные Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат).

Долгосрочный прогноз разработан в составе трех основных вариантов развития: консервативного, базового и целевого, указанных в приложении № 1  к настоящему Долгосрочному прогнозу.

Консервативный вариант основан на предпосылке об относительно неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении экономики при относительно слабом росте потребительского спроса и консервативной инвестиционной политики частных компаний  в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Слабый спрос на энергоресурсы окажет дополнительное давление на мировые цены на нефть и объемы экспортных поставок энергоресурсов из России. Вместе с тем поддержку рынку нефти продолжит оказывать действие соглашения ОПЕК+, а также сокращение добычи  в США и странах с высокой себестоимостью добычи. В дополнение к падению спроса на энергоресурсы в мире в рамках консервативного варианта предполагается продолжение наблюдающегося в добывающей промышленности Томской области тренда на снижение добычи нефти. Темпы роста обрабатывающей промышленности при этом предполагаются на уровне тренда развития этой отрасли в последние годы.

В целом в рамках консервативного варианта предполагается длительное сохранение пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом структурные изменения потребительского спроса  как мирового, так и внутрироссийского будут оказывать замедляющее влияние  на восстановление таких секторов, как сфера развлечений и досуга, туристическая отрасль, индивидуальные услуги населению. В долгосрочной перспективе консервативный вариант характеризуется предположением о замедлении экономического роста в мире и, как следствие, снижением темпов роста мировой торговли, а также отсутствием значительных отличий в динамике структуры производства и экспорта Томской области по сравнению с прогнозируемой динамикой соответствующих показателей для Российской Федерации в целом. Консервативный вариант предполагает сокращение населения Томской области  к 2036 году.

Базовый вариант описывает наиболее вероятный вариант развития экономики Томской области с учетом принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и структурные изменения в экономике. Предусматривается развитие новых механизмов  для привлечения инвестиций. В рамках этого варианта выдвигается предположение об относительно благоприятной внешней для Томской области конъюнктуре  с ограниченным замедлением мировой экономики и торговли в среднесрочной перспективе, а также постепенное движение структуры производства экспорта региона в сторону несырьевых неэнергетических товаров, в том числе в сторону товаров повышенной технологичности. Динамика численности населения в случае реализации базового варианта также может быть охарактеризована  как относительно благоприятная: восстановительный рост ожидается с 2026 года. Одним из ключевых предположений базового варианта является предположение  о стабильности добычи нефти в регионе. При этом предполагается достаточно интенсивное развитие обрабатывающей промышленности, в том числе за счет постепенного наращивания темпов роста инвестиций в основной капитал.

Целевой вариант характеризуется форсированными темпами роста экономики региона вследствие расширения инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, поддержки государством внутреннего спроса  и предложения, расширения банковского кредитования, достижением целевых показателей национальных проектов. Внешняя конъюнктура будет способствовать полноценной реализации экспортного и производственного потенциала региона.  В целевом варианте следует ожидать восстановительный рост населения региона после 2026 года. Темпы роста обрабатывающей промышленности в этом варианте предполагаются значительными. Ретроспектива показывает, что эта отрасль экономики Томской области при относительно благоприятной конъюнктуре способна расти темпами не менее 5% - 7% ежегодно. В целевом варианте предполагается достижение экономикой Томской области национальных целей  по уровню бедности, численности населения, инвестициям, росту объемов несырьевого неэнергетического экспорта и ряду других показателей, отраженных  в национальном плане.

В целом в долгосрочной перспективе до 2036 года прогнозируется позитивная динамика основных показателей социально-экономического развития Томской области.

Ожидается ускорение экономического роста на фоне оживления внутреннего спроса, прежде всего потребления домашних хозяйств в результате роста потребительской уверенности, увеличения реальных доходов и повышения занятости.