С 2018 года на территории Томской области введена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в реализацию которой включены все муниципальные организации дополнительного образования, подведомственные департаменту образования администрации Города Томска (далее - ДО), управлению физической культуры и спорта администрации Города Томска (далее - УФКиС), управлению культуры администрации Города Томска (далее - УК). Основная цель проекта - повышение охвата детей 5 - 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе технической и естественно-научной направленности.
Программы дополнительного образования реализуются в 15 многопрофильных организациях дополнительного образования (реализующих программы социально-гуманитарного, естественно-научного, технического, краеведческого направлений), в 8 школах искусств, в 16 детско-юношеских спортивных школах, в 62 дошкольных организациях и 67 общеобразовательных организациях.
Введение персонифицированного учета позволило выявить объективную картину охвата услугами дополнительного образования. По итогам 2020-2021 учебного года охват детей Города Томска программами дополнительного образования (на бюджетной и внебюджетной основе в организациях дополнительного образования (ДО, УК и УФКиС)) составил 60 949 детей, что составляет 71,8% от общей численности детей данного возраста.
Для увеличения охвата детей услугами дополнительного образования ведется постоянный процесс обновления содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса, продолжается системная работа по повышению качества предоставления образовательных услуг в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей, а также в рамках реализации с 2019 года национального проекта "Успех каждого ребенка". Профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования способствует росту количества участников и призеров конкурсных мероприятий различного уровня, в том числе международного (71,4% и 8,4% соответственно по итогам 2020-2021 учебного года).
На текущий момент методологами и педагогами системы дополнительного образования разработано свыше 2 тысяч образовательных программ, в том числе 201 программа для детей, проявивших выдающиеся способности. Наиболее массовым и привлекательным для детей по-прежнему является художественно-эстетическое направление из-за многообразия предоставляемых образовательных услуг. Вместе с тем положительную динамику демонстрируют программы естественно-научной и технической направленностей.
Основными проблемами муниципальной сферы дополнительного образования остаются:
- отставание темпов развития материально-технической базы организаций от динамики развития современных технологических процессов, что не способствует развитию качества образовательного процесса, тормозит развитие дистанционных форм образования;
- недостаточность площадей для обеспечения государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, её доступности и расширения сети дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.