II. Общая характеристика муниципальной программы
Муниципальная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015 - 2025 годы сформирована исходя из приоритетов социально-экономического развития Томской области и муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск), определенных в стратегических документах регионального и муниципального уровней.
Так, Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года в рамках цели "Реализация модели интенсивного развития, включая развитие высокотехнологичных производств на основе потенциала научно-образовательного комплекса, создание условий для инвестиций, развитие предпринимательства" определены задачи "обеспечить развитие промышленности и предпринимательства в Томской области" и "повысить научно-образовательную и научно-практическую отдачу сектора образования, исследований и разработок, обеспечить развитие высокотехнологичных кластеров и инновационной инфраструктуры".
Среди основных направлений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года определен рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики. Целевыми векторами данного направления являются благоприятные условия для деловой и социальной инициативы, экономическое развитие Города Томска как центра инновационной экономики.
По состоянию на 01.01.2021 на территории Города Томска было зарегистрировано 20549 организаций всех организационно-правовых форм (в 2019 году зарегистрировано 21382 организаций) и 13547 индивидуальных предпринимателей (в 2019 году зарегистрировано 15030 индивидуальных предпринимателей).
Согласно статистическим данным, совокупный экономический оборот всех предприятий Города Томска в 2020 году составил 889,5 млрд. рублей, что на 109,2 млрд. руб. или на 14,0% выше показателя 2019 года. Крупные и средние предприятия обеспечивают более 58,3%, совокупного оборота, а малые и микропредприятия, включая индивидуальных предпринимателей - почти 41,7%. В общем обороте малых и микро предприятий около 35,4% (или - 146,2 млрд. руб.) занимает оборот, полученный от торговой деятельности; 22,7% (или - 84,2 млрд. руб.) занимает оборот от оказания услуг; 12,6% (или - 46,8 млрд. руб.) составил оборот в сфере транспорта и связи; 9,6% (или - 35,6 млрд. руб.) составил оборот от строительной деятельности; 9,4% (или - 36,1 млрд. руб.) от деятельности связанной с производством промышленной продукции; 5,9% (или - 22,1 млрд. руб.) занимает оборот от прочих видов деятельности.
Согласно прогнозу, объем инвестиций в основной капитал всех хозяйствующих субъектов Города Томска в 2020 году составит 42,6 млрд. руб., что на 1,1 млрд. руб. или на 2,7% больше показателя 2019 года (в действующих ценах). В расчете на 1 жителя объем инвестиций в основной капитал в 2020 году составит 71,1 тыс. руб.
На территории Города Томска функционирует более 6 тысяч объектов потребительского рынка. В их структуре на 01.01.2021 основную долю занимают предприятия торговли (3973 ед.). Развитие инфраструктуры потребительского рынка положительно влияет на объем розничного товарооборота, который в 2020 году составил 141,2 млрд. руб. и на 5,9% превысил показатель 2019 года (в действующих ценах). Оборот общественного питания в Городе Томске в 2020 году составил 1734,6 млн. рублей, что ниже уровня 2019 года на 34% (в действующих ценах). Снижение обусловлено сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции.
Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития Города Томска, в сферах реализации муниципальной программы существует ряд нерешенных проблем, которые являются препятствием для достижения стратегических целей и задач:
1. Усиливающаяся конкуренция на внутреннем и внешних рынках. Высокий уровень издержек, связанных с продвижением продукции предпринимательства на внутренний, межрегиональный и международный рынки.
2. Проблема размещения производственной недвижимости как основной сдерживающий фактор для развития промышленности, некомпактная промышленная застройка (промышленные площадки разрозненны и зачастую непосредственно соседствуют с жилой застройкой).
3. Недостаточно сформированный спрос и рынок для инновационной продукции (работ, услуг), в том числе на муниципальном уровне, неотлаженный механизм формирования планов государственных и муниципальных закупок с инновационной составляющей; перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб использованию собственной инновационной продукции.
4. Небольшая доля инновационно активных малых предприятий в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Малая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих технологические инновации.
Указанные проблемы, а также анализ состояния и перспектив развития Города Томска определили цель, задачи и структуру муниципальной программы, состоящей из следующих подпрограмм:
1) подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства";
2) подпрограмма "Развитие инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства";
3) подпрограмма "Обеспечение реализации эффективной экономической политики".
Программно-целевой метод планирования деятельности, являющийся эффективным механизмом решения вышеуказанных проблем, предусматривает четкое определение целей и задач, выбор перечня скоординированных мероприятий муниципальной программы, реализация которых будет способствовать:
1. Увеличению вклада предпринимательства в экономику Города Томска и Томской области: созданию рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы.
2. Обеспечению положительных эффектов за счет высокой плотности промышленного производства, взаимодействия между предприятиями, эффекта масштаба и "кластерных" эффектов.
3. Формированию спроса на инновационную продукцию, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
4. Увеличению числа инновационных предприятий, росту количества малых инновационных предприятий, продукция которых может быть использована для решения актуальных проблем городского хозяйства.
5. Повышению инвестиционной и инновационной открытости Города Томска, формированию позитивного имиджа города как центра инноваций.
В ближайшем прогнозируемом периоде до 2025 года сохранится положительная динамика развития сферы предпринимательства и инновационной деятельности. Мероприятия муниципальной программы направлены на оказание финансовой, информационной, методической и образовательной поддержки. Реализация мероприятий муниципальной программы будет способствовать увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, росту объемов налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, созданию и сохранению рабочих мест субъектов малого и среднего предпринимательства, модернизации производства томских предприятий за счет приобретения нового оборудования, новых технологий, программных средств и использования иных видов подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг.
По окончании реализации муниципальной программы в 2025 году увеличение экономического оборота к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составит "+45,0%"; инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс. руб./чел./рост к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составят "99,8/+2,6%"; объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с территории Города Томска составит 2633 млн руб.; доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг достигнет 35,6%.
Значения показателей муниципальной программы определены на основании следующих источников:
- официальные статистические данные;
- данные, предоставленные Администрацией Томской области;