Подпрограмма
"Социальная интеграция"
I. Паспорт подпрограммы
"Социальная интеграция"
Куратор подпрограммы | Заместитель Мэра Города Томска по социальной политике | |||||||||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы | Управление социальной политики администрации Города Томска | |||||||||||||||||||||||||||||
Соисполнители | Администрация Города Томска (управление информационной политики и общественных связей, комитет жилищной политики), администрация Кировского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска, администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Советского района Города Томска, департамент образования администрации Города Томска, департамент образования администрации Города Томска (МАОУ "Томский Хобби-центр", МБУ ПМПК), управление социальной политики администрации Города Томска, управление социальной политики администрации Города Томска (МАУ ЦПСА "Семья"), управление культуры администрации Города Томска, управление физической культуры и спорта администрации Города Томска | |||||||||||||||||||||||||||||
Участники | Муниципальные бюджетные и автономные учреждения Города Томска | |||||||||||||||||||||||||||||
Цель подпрограммы Задачи подпрограммы | Цель. Повышение уровня жизни инвалидов Задача 1.Оказание помощи в решении материальных проблем инвалидов Задача 2.Создание условий для социальной интеграции инвалидов в общество | |||||||||||||||||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы, единицы измерения | Год разработки программы - 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||||||||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | |||||||||
Цель. Повышение уровня жизни инвалидов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель 1. Доля инвалидов, охваченных мерами материальной поддержки, от общей численности инвалидов, обратившихся в органы социальной защиты за социальной помощью (%) * | 1,3 | 2,6 | 2,4 | 2,6 | 2,3 | 2,4 | 2,3 | 2,4 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||||||
Показатель 2. Доля инвалидов, охваченных мерами интеллектуальной, социокультурной, спортивно-оздоровительной реабилитации, от общей численности инвалидов, обратившихся в органы социальной защиты за социальной помощью (%) | 10,3 | 31 | 30,7 | 41,8 | 38,3 | 48,6 | 36,1 | 40,4 | 39,9 | 37,5 | 37,5 | 36,2 | 7,9 | 36,2 | 26,7 | 36,2 | 26,7 | 36,2 | 26,7 | 36,2 | 26,7 | 36,2 | 26,7 | |||||||
Показатели задач подпрограммы, единицы измерения | Год разработки программы - 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||||||||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | |||||||||
Задача 1. Оказание помощи в решении материальных проблем инвалидов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель. Количество инвалидов, охваченных мерами материальной поддержки (человек) | 375 | 450 | 425 | 400 | 350 | 400 | 350 | 400 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | |||||||
Задача 2. Создание условий для социальной интеграции инвалидов в общество | ||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель. Количество инвалидов, охваченных мерами интеллектуальной, социокультурной, спортивно-оздоровительной реабилитации (человек/количество мероприятий, штук) | 3000 | 5500 | 5400 | 6483/55 | 5945/51 | 7543/55 | 6119/49 | 6800/55 | 6720/53 | 6396/49 | 6396/49 | Показатель с 01.01. 2020 года используется без дробного значения | ||||||||||||||||||
Показатель. Количество инвалидов, охваченных мерами интеллектуальной, социокультурной, спортивно-оздоровительной реабилитации (человек) | 8236 | 1789 | 8230 | 6083 | 8230 | 6083 | 8230 | 6083 | 8229 | 6083 | 8229 | 6084 | ||||||||||||||||||
Показатель. Количество инвалидов, охваченных мерами интеллектуальной, социокультурной, спортивно-оздоровительной реабилитации (количество мероприятий, штук) | 49 | 8 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 |
Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) | Годы: | Всего по источникам | местный бюджет | федеральный бюджет | областной бюджет | внебюджетные источники | |||||
потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | план | ||
2015 год | 22042,9 | 18799,2 | 9777,3 | 6533,6 | 6911,7 | 6911,7 | 5353,9 | 5353,9 | |||
2016 год | 18884,7 | 15741,5 | 9786,7 | 6643,5 | 6368,6 | 6368,6 | 2729,4 | 2729,4 | |||
2017 год | 13501,9 | 6523,7 | 9856,6 | 6523,7 | 2695,3 | 0,0 | 950,0 | 0,0 | |||
2018 год | 11819,0 | 10258,3 | 10651,9 | 9091,2 | 968,7 | 968,7 | 198,4 | 198,4 | |||
2019 год | 13530,4 | 13366,3 | 11332,5 | 11168,4 | 1824,2 | 1824,2 | 373,7 | 373,7 | |||
2020 год | 14460,6 | 11477,0 | 12103,0 | 9119,4 | 1956,8 | 1956,8 | 400,8 | 400,8 | |||
2021 год | 14026,1 | 11414,3 | 14026,1 | 11414,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
2022 год | 12454,3 | 11414,3 | 12454,3 | 11414,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
2023 год | 12474,3 | 10953,9 | 12474,3 | 10953,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
2024 год | 11529,8 | 11515,9 | 11529,8 | 11515,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
2025 год | 12115,8 | 12115,8 | 12115,8 | 12115,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Итого | 156839,8 | 133580,2 | 126108,3 | 106494,0 | 20725,3 | 18030,0 | 10006,2 | 9056,2 | |||
Сроки реализации подпрограммы | 2015 - 2025 гг. | ||||||||||
Укрупненный перечень мероприятий | 1) Оказание помощи в решении материальных проблем инвалидов 2) Создание условий для социальной интеграции инвалидов в общество | ||||||||||
Организация управления подпрограммой и контроль за её реализацией: | |||||||||||
- управление подпрограммы осуществляет | Управление социальной политики администрации Города Томска | ||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют | Администрация Города Томска (управление информационной политики и общественных связей, комитет жилищной политики), администрация Кировского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска, администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Советского района Города Томска, департамент образования администрации Города Томска, департамент образования администрации Города Томска (МАОУ "Томский Хобби-центр", МБУ ПМПК), управление социальной политики администрации Города Томска, управление социальной политики администрации Города Томска (МАУ ЦПСА "Семья"), управление культуры администрации Города Томска, управление физической культуры и спорта администрации Города Томска |
* отсутствие динамики значения показателя связано с тем, что изменение исходных данных для расчета данного показателя является незначительным, а именно: объем финансирования и количество инвалидов обратившихся за мерами материальной поддержки, от общей численности инвалидов, обратившихся в органы социальной защиты за социальной помощью
II. Анализ текущей ситуации
Динамика увеличения числа инвалидов в целом по Российской Федерации и на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск) сохраняется на протяжении ряда лет во всех возрастных группах. Особенностью современного подхода к решению проблем инвалидов является акцент на проведение комплекса мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности и их социальной интеграции в общество.
Решение проблем инвалидов программно-целевым методом на различных уровнях государственного управления (подпрограмма "Доступная среда", утвержденная постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 361а "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области") подтверждает необходимость продолжать работу в данном направлении на уровне муниципальных органов власти.
Одним целевых векторов Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утверждённой решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват граждан с ограниченными возможностями здоровья посредством оказания помощи в решении материальных проблем инвалидов, а также создания условий для социальной интеграции инвалидов в общество.
Реализация мероприятий подпрограммы "Социальная интеграция" позволяет обеспечивать беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к муниципальным объектам социальной значимости, за время действия подпрограммы осуществлен ремонт в 162 квартирах инвалидов, трудоустроены 60 подростков с ограниченными возможностями здоровья в летнее время, ежегодно организуется работа по сопровождению детей-инвалидов в общеобразовательных школах (МАОУ СОШ № 40 и МАОУ СОШ № 54) для осуществления инклюзивного образовательного процесса, ежегодно материальная помощь оказывается не менее 350 инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создан фонд изданий специальных форматов в муниципальных библиотеках для незрячих и слабовидящих граждан, ежегодно проводятся спортивные, социокультурные мероприятия с инвалидами.
Кроме программных мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов, в МО "Город Томск" проводятся мероприятия по адаптации объектов городской инфраструктуры в рамках текущего финансирования отраслей. Так, в 2018 году в рамках подпрограммы "Благоустройство территории" муниципальной программы "Формирование современной городской среды" на 2018-2022 годы и в 2019 году в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды" на 2018-2022 годы выполнены благоустроительные работы с учетом потребностей маломобильных групп инвалидов в зонах рекреации, внутриквартальных и дворовых территориях городской среды.
В 2009-2010 годах муниципальный троллейбусный парк города Томска обновлён на 75%. При замене троллейбусов приобретены низкопольные троллейбусы с выдвижным пандусом. В настоящее время перевозку осуществляют 48 таких троллейбусов.
В 2016 году заключены муниципальные контракты на автобусные муниципальные маршруты, согласно которым перевозчики обязаны обеспечить на маршруте наличие не менее 1 ед. транспортных средств, оборудованных для перевозки людей с ограниченными возможностями, пассажиров с детскими колясками. Перевозку маломобильных групп населения осуществляли 17 единиц оборудованного автотранспорта. В 2018 году дополнительно введено 7 единиц. В 2019 году перевозку граждан из числа маломобильных групп населения осуществляли 25 единиц оборудованного автотранспорта.
В салонах транспортных средств обеспечивается озвучивание остановок, в электротранспорте установлены бегущие строки, автобусы оснащены указателями в контрастном исполнении.
С 01.01.2020 в целях улучшения качества работы муниципального общественного транспорта в муниципальные контракты с перевозчиками внесены дополнительные требования по поручению Мэра Города Томска, в том числе наличие на маршруте не менее 20% низкопольного транспорта, осуществление видеофиксации и учета пассажиропотоков, а также наличие и функционирование системы безналичной оплаты за проезд.
С апреля 2016 года работает версия для слабовидящих официального интернет-портала МО "Город Томск", а также ведется работа по адаптированию для слабовидящих интернет-сайтов подведомственных муниципальных учреждений (в настоящее время интернет-сайты 153 образовательных учреждений, 18 учреждений сферы физической культуры и спорта и 5 учреждений культуры имеют версии для слабовидящих пользователей).
В целях совершенствования работы по созданию условий доступности объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности города Томска, для инвалидов и других маломобильных групп населения принято постановление администрации Города Томска от 09.08.2013 № 856 "Об организации паспортизации объектов социальной инфраструктуры Города Томска.
В 2015 году в подпрограмму включено мероприятие "Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом, в т.ч. субсидия бюджетным и автономным учреждениям на реализацию муниципальной программы", профинансированное в основном за счет средств областного и федерального бюджетов. Реализация данного мероприятия на территории муниципального образования "Город Томск" позволила создать условия для инклюзивного образования в общеобразовательных организациях для 700 детей-инвалидов.
В 2016 году подпрограмма дополнена мероприятием "Создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми инвалидами качественного образования" финансируемое в основном за счет средств областного и федерального бюджетов. Реализация данного мероприятия на территории Города Томска дополнительно позволила создать условия для инклюзивного образования в общеобразовательных организациях для 150 детей-инвалидов в 2016 году, для 163 - в 2018 году, для 240 детей с инвалидностью в 2019 году и в 2020 году 284 детей с инвалидностью.
С 2018 года в рамках подпрограммы реализуется мера социальной поддержки "Предоставление мер социальной поддержки инвалидам с нарушением функций передвижения, семьям, имеющим детей-инвалидов с нарушением функций передвижения". Данная мера оказывается в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и/или социальной (материальной) помощи на оплату услуг по подбору жилого помещения и юридическому сопровождению сделки по приобретению жилого помещения (раздел 23 Положения "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением Думы Города Томска от 21.12.2010 № 55). В 2019 году данными мерами социальной поддержки воспользовались 7 граждан с инвалидностью, а в 2020 году 8 граждан с инвалидностью.
С 2012 года на территории Города Томска осуществляет работу служба "Социальное такси" в целях доставки на низкопольном микроавтобусе к социально-значимым объектам инфраструктуры города инвалидов, в том числе детей-инвалидов, имеющих медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок. Ежегодно услугами "Социального такси" пользуются около 500 инвалидов.
Кроме того, в рамках подпрограммы "Социальная интеграция" на базе МАУ ЦПСА "Семья" оказывается психологическая помощь и проводятся инклюзивные занятия с детьми с отклонениями в развитии совместно со здоровыми сверстниками. Так, в 2019 году было проведено 96 консультаций с целью оказания психологической помощи, а также проведены инклюзивные занятия в группе из 27 детей, из которых 8 имеют инвалидность. В 2020 году было проведено 69 консультаций и проведены инклюзивные занятия в группе из 24 детей. Снижение натуральных показателей в 2020 году обусловлено режимом ограничительных мер по предупреждению эпидемиологической обстановки.
В связи с тем, что по характеру решаемых проблем данная подпрограмма является социальной и направлена на улучшение уровня и качества жизни инвалидов, ее осуществление не предполагает получение прямого экономического эффекта.
Результаты выполнения мероприятий настоящей подпрограммы характеризуются эффектом социальной значимости:
- повышение уровня социальной адаптации инвалидов и детей-инвалидов, их социальной активности, укрепление социальных связей, формирование психологии равноправного члена общества;