Подпрограмма
"Оказание социальной помощи и услуг".
I.
Паспорт подпрограммы
"Оказание социальной помощи и услуг".
Куратор подпрограммы | Заместитель Мэра Города Томска по социальной политике | ||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы | Управление социальной политики администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||
Соисполнители | Управление социальной политики администрации Города Томска, управление социальной политики администрации Города Томска (МАУ ЦПСА "Семья"), администрация Советского района Города Томска | ||||||||||||||||||||||
Участники | |||||||||||||||||||||||
Цель подпрограммы | Цель. Повышение уровня жизни отдельных категорий граждан | ||||||||||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы, | Год разработки программы - | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | ||
Цель. Повышение уровня жизни отдельных категорий граждан | |||||||||||||||||||||||
Показатель. Доля отдельных категорий граждан, получивших меры социальной поддержки, от общей численности населения МО "Город Томск" (%) | 6,9* | 7 | 7 | 8 | 7,4 | 7,6 | 7,3 | 7,8 | 7,4 | 8,1 | 8,0 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
Показатели задач подпрограммы, единицы измерения | Год разработки программы - | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | ||
Задача 1. Реализация местных социальных гарантий | |||||||||||||||||||||||
Показатель. | 15 | 15 | 13 | 16 | 13 | 17 | 13 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Задача 2. Предоставление социальной (материальной) поддержки отдельным категориям граждан | |||||||||||||||||||||||
Показатель. Количество отдельных категорий граждан, получивших социальную (материальную) поддержку (человек) | 37452 | 41016 | 39399 | 42650 | 38483 | 42913 | 38088 | 40822 | 38225 | 42483 | 41825 | 45000 | 44999 | 44878 | 44877 | 44872 | 44871 | 44864 | 44798 | 44874 | 44874 | 44959 | 44959 |
Задача 3. Оказание социальных услуг населению | |||||||||||||||||||||||
Показатель. | 95,0 | 95,0 | 95,0 | 95,2 | 95,0 | 95,4 | 95,0 | 95,6 | 95,6 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 |
Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) | Годы: | Всего по источникам | местный бюджет | федеральный бюджет | областной бюджет | внебюджетные источники | |||||
потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | план | ||
2015 год | 346090,6 | 312864,0 | 273462,6 | 247122,0 | 72628,0 | 65742,0 | |||||
2016 год | 418520,9 | 316801,8 | 319396,9 | 265049,3 | 99124,0 | 51752,5 | |||||
2017 год | 354817,2 | 294832,7 | 307643,8 | 255592,7 | 47173,4 | 39240,0 | |||||
2018 год | 340140,5 | 311019,7 | 292967,1 | 263895,7 | 47173,4 | 47124,0 | |||||
2019 год | 341471,0 | 293256,6 | 282309,6 | 243720,6 | 59161,4 | 49536,0 | |||||
2020 год | 383967,5 | 366517,9 | 296318,1 | 287461,9 | 87649,4 | 79056,0 | |||||
2021 год | 529401,5 | 338064,8 | 363272,1 | 272376,8 | 166129,4 | 65688,0 | |||||
2022 год | 567342,7 | 338064,8 | 384557,3 | 272376,8 | 182785,4 | 65688,0 | |||||
2023 год | 588475,7 | 262511,7 | 397555,7 | 262511,7 | 190920,0 | 0,0 | |||||
2024 год | 314266,0 | 276990,2 | 314266,0 | 276990,2 | 0,0 | 0,0 | |||||
2025 год | 319556,0 | 292072,2 | 319556,0 | 292072,2 | 0,0 | 0,0 | |||||
Итого | 4504049,6 | 3402996,4 | 3551305,2 | 2939169,9 | 952744,4 | 463826,5 | |||||
Сроки реализации подпрограммы | 2015 - 2025 гг. | ||||||||||
Укрупненный перечень мероприятий. | 1) Реализация местных социальных гарантий. | ||||||||||
Организация управления подпрограммой и контроль за её реализацией: | |||||||||||
- управление подпрограммой осуществляет | Управление социальной политики администрации Города Томска | ||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют | Управление социальной политики администрации Города Томска, управление социальной политики администрации Города Томска (МАУ ЦПСА "Семья"), администрация Советского района Города Томска |
II. Анализ текущей ситуации
Переход к рыночной экономической системе в нашей стране привел к ряду социальных проблем, важнейшими из которых являются: высокий уровень социального неравенства, снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, низкий уровень доходов и жизни населения. Одним из основных направлений перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, определенных долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, является развитие человеческого потенциала, а именно: создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды.
Действующая в настоящее время система государственной помощи не обеспечивает необходимого уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан, в связи, с чем задача защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения на уровне местного самоуправления вышла на первый план.
Одним из целевых векторов Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утверждённой решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват отдельных категорий граждан посредством реализации местных социальных гарантий, предоставления социальной (материальной) поддержки и оказания социальных услуг населению.
Формы и виды социальной помощи отдельным категориям граждан, реализуемые на территории муниципального образования "Город Томск" определены решением Думы Города Томска от 21.12.2010 № 55 "О новой редакции Положения "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Город Томск".
С учетом практики применения постоянно совершенствуются механизмы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам в муниципальном образовании "Город Томск" в части усиления адресности.
Успешное выполнение предусмотренных в Подпрограмме мероприятий позволит создать условия для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, а также для укрепления социального института семьи. Под трудной жизненной ситуацией понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и которые он не может преодолеть самостоятельно.
Численность граждан, состоящих на учете в центрах социальной поддержки населения в 2019 году, составило 234878 человек, что составляет 39,3% от численности населения города Томска. Из общей численности населения, обратившегося в органы социальной защиты за социальной помощью, 99894 пенсионера, 22759 инвалидов, 3528 многодетных семей.
Продолжение активной социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, а также улучшение условий и уровня жизни ветеранов Великой Отечественной войны, оказание им всесторонней поддержки и внимания являются приоритетными направлениями социальной поддержки в муниципальном образовании "Город Томск".
В целях удовлетворения потребности многодетных семей в присмотре и уходе за детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, успешно реализуется мера социальной поддержки многодетным семьям при присвоении статуса "Семейная группа присмотра и ухода за детьми". Так, в 2019 году 25 семей с данным статусом получали ежемесячные выплаты.
С целью снижения социальной напряженности, связанной с дефицитом мест дошкольного образования, на условии софинансирования с Администрацией Томской области, реализуется мера социальной поддержки "Денежная выплата родителям (законным представителям) детей, осваивающих образовательную программу дошкольного образования и получающих услуги по присмотру и уходу в организациях, осуществляющих обучение, частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, в целях возмещения затрат за присмотр и уход", введенная в 2013 году. В 2018 году количество граждан, получивших данную компенсацию, составило 2544 человек, в 2019 году - 2669 человек.
Для этих же целей с 2012 года реализуется мера социальной поддержки "Компенсация родителям (законным представителям) части затрат за содержание детей в группах по присмотру и уходу за детьми". В 2018 году компенсация предоставлена 545 гражданам, в 2019 году - 698 гражданам.
Неполнота охвата детей дошкольным образованием характерна не только для Томской области и муниципального образования "Город Томск" в частности, но и в целом по Сибирскому федеральному округу. В гистограмме 1 приведена статистическая информация по валовому коэффициенту охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет в разрезе отдельных субъектов Сибирского федерального округа за 2018 год
Гистограмма 1
Ежемесячно около 2600 граждан льготных категорий (многодетные семьи, ветераны боевых действий) получают муниципальную денежную выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг. Общая сумма выплат в 2018 году составила 15285,2 тыс. руб., в 2019 году - 10555,5 тыс. руб.
Садовые, огородные и дачные земельные участки имеют преимущественно граждане пожилого возраста и многодетные семьи. Садоводство и огородничество являются важнейшим институтом, в социальном плане определяющим образ жизни пожилых людей. Существование садоводческих обществ снимает частично напряженность ряда проблем и конфликтов как повседневной жизни людей (проблема отдыха, включения пожилых людей в социальную жизнь), так и государственного значения (продовольственная безопасность, развитие частной собственности). В связи с этим муниципальное образование "Город Томск" предоставляет право бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте и водном транспорте городского сообщения для граждан, имеющих земельный участок, предоставленный или приобретенный для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства. Так, в 2018 году данным правом воспользовались 3444 томича на общую сумму 13387,6 тыс. руб., в 2019 году - 3473 томича на общую сумму 14211,3 тыс. руб.