Муниципальная программа
"Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни" на 2015 - 2025 годы"
I. Паспорт муниципальной программы
"Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни" на 2015 - 2025 годы"
Правовой акт, являющийся основанием для разработки муниципальной программы | Распоряжение администрации Города Томска от 23.05.2014 № р460 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Томск" | |||||||||||||||||||||||
Куратор муниципальной программы | Заместитель Мэра Города Томска по социальной политике | |||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска | |||||||||||||||||||||||
Соисполнители | Департамент капитального строительства администрации Города Томска | |||||||||||||||||||||||
Управление молодежной политики администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Управление культуры администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Администрация Кировского района Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Администрация Ленинского района Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Администрация Октябрьского района Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Администрация Советского района Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Департамент образования администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Участники | Муниципальные учреждения, общественные организации (по согласованию) | |||||||||||||||||||||||
Наименование стратегической цели (целевого вектора) развития Города Томска | Широкие возможности для самореализации горожан, укрепление здоровья и долголетие | |||||||||||||||||||||||
Наименование стратегической задачи развития Города Томска | Развитие физической культуры и спорта | |||||||||||||||||||||||
Профилактика заболеваний | ||||||||||||||||||||||||
Цель и задачи муниципальной программы | Цель: повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Города Томска. Создание условий для занятий физической культурой и спортом | |||||||||||||||||||||||
Задача 1. Обеспечение развития физической культуры и массового спорта на территории Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Задача 2. Формирование здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||||
Задача 3. Обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе обеспечение эффективного исполнения функции управления физической культуры и спорта администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Задача 4. Укрепление материально-технической базы спорта и спортивных сооружений на территории Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||
Показатели цели и задач муниципальной программы (единицы измерения) | год разработки программы 2014 | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | |||
Цель: повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Города Томска. Создание условий для занятий физической культурой и спортом | ||||||||||||||||||||||||
Показатели цели. | ||||||||||||||||||||||||
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (%) | 18,0 | 18,5 | 18,1 | 21,2 | 19,7 | 30,0 | 24,7 | 35,0 | 25,9 | 42,8 | 42,8 | 44,7 | 44,7 | 47,2 | 47,2 | 50,8 | 50,8 | 54,3 | 54,3 | 57,1 | 57,1 | 57,1 | 57,1 | |
Задача 1.Обеспечение развития физической культуры и массового спорта на территории Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Показатель задачи 1. Численность жителей Города Томска, систематически занимающихся физической культурой и спортом (чел.) | 102245 | 103000 | 102477 | 120000 | 117000 | 179670 | 150000 | 209674 | 155000 | 241276 | 241066 | 253236 | 253236 | 268301 | 268301 | 290006 | 290006 | 312277 | 312277 | 330680 | 330680 | 333355 | 333355 | |
Задача 2. Формирование здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||||
Показатель задачи 2. Численность граждан, привлеченных к мероприятиям по здоровому образу жизни (чел.) | 0 | 4240 | 3214 | 5000 | 3743 | 6000 | 4500 | 6100 | 4635 | 6300 | 4750 | 6600 | 5540 | 6800 | 5560 | 7100 | 5580 | 7500 | 0 | 7900 | 0 | 8200 | 0 | |
Задача 3. Обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе обеспечение эффективного исполнения функции управления физической культуры и спорта администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Показатель задачи 3. Доля показателей целей и задач муниципальной программы, достигнутых по итогам отчетного года (%) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
Задача 4. Укрепление материально-технической базы спорта и спортивных сооружений на территории Города Томска | ||||||||||||||||||||||||
Показатель задачи 4. Уровень обеспеченности спортивными сооружениями в Городе Томске (%)**, в том числе: | спортивными залами, % | 24,6 | 24,8 | 23,8 | 26,5 | 23,4 | 32,5 | 32,4 | 32,7 | 31,8 | ||||||||||||||
бассейнами, % | Показатель введен с 01.01.2018 года | 10,2 | 10,2 | |||||||||||||||||||||
плоскостными сооружениями, % | 35,4 | 35,9 | 34,8 | 36,3 | 34,2 | 38,2 | 38,2 | 40,7 | 38 | |||||||||||||||
количество спортивных сооружений на территории муниципального образования "Город Томск" (ед.) | 621 | 631 | 631 | 696 | 688 | 954 | 950 | 1155 | 1153 | 1414 | 1414 | 1434 | 1430 | 1456 | 1454 | 1480 | 1474 | 1501 | 1480 | 1524 | 1488 | 1540 | 1494 | |
Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, (%) | Показатель введен с 01.01.2019 года | 45,1 | 45,1 | 45,6 | 45,6 | 46,3 | 46,3 | 46,9 | 46,9 | 47,5 | 47,5 | 47,9 | 47,9 | 47,9 | 47,9 |
* Показатели цели, задачи 1 и задачи 4 установлены , рассчитаны и взаимоувязаны в соответствии с расчетом значений показателей регионального проекта "Спорт - норма жизни" для каждого муниципального образования Томской области, установленным письмом Заместителя Губернатора Томской области по внутренней политике С.Е. Ильиных от 11.06.2019 № СИ-62-319 "Об утверждении показателей регионального проекта "Спорт - норма жизни".
* Постановлением администрации Города Томска от 27.03.2019 № 253 "О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 30.09.2014 № 986 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни на 2015-2025 гг." показатель "Уровень обеспеченности спортивными сооружениями в Городе Томске (%)" исключен.
3 | |||||||||||||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) | Годы: | всего по источникам | местный бюджет | федеральный бюджет | областной бюджет | внебюджетные источники | бюджеты | ||||||
потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | план | потребность | утверждено | ||
2015 | 680068,4 | 427749,3 | 487579,4 | 362527,6 | 3511,5 | 3511,5 | 188977,5 | 61710,2 | 0,0 | 0,0 | 680068,4 | 427749,3 | |
2016 | 762562,6 | 477506,5 | 590138,4 | 358245,1 | 1655,3 | 1655,3 | 102346,9 | 49184,1 | 68422,0 | 68422,0 | 694140,6 | 409084,5 | |
2017 | 849909,5 | 543736,3 | 595460,7 | 396957,7 | 0,0 | 0,0 | 180100,0 | 72429,8 | 74348,8 | 74348,8 | 775560,7 | 469387,5 | |
2018 | 1008527,4 | 697447,7 | 726236,2 | 528140,7 | 0,0 | 0,0 | 144755,0 | 102386,8 | 137536,2 | 66920,2 | 870991,2 | 630527,5 | |
2019 | 1006206,9 | 725983,9 | 706643,2 | 533920,9 | 2822,6 | 2822,6 | 156705,1 | 115203,9 | 140036,0 | 74036,5 | 866170,9 | 651947,4 | |
2020 | 1051940,3 | 795349,8 | 691615,0 | 600199,4 | 26655,4 | 26655,4 | 229043,7 | 90868,8 | 104626,2 | 77626,2 | 947314,1 | 717723,6 | |
2021 | 1282079,9 | 656655,4 | 773307,1 | 551949,2 | 1655,4 | 1655,4 | 402491,2 | 25424,6 | 104626,2 | 77626,2 | 1177453,7 | 579029,2 | |
2022 | 1255043,1 | 649841,9 | 762788,2 | 545059,6 | 1731,5 | 1731,5 | 385897,2 | 25424,6 | 104626,2 | 77626,2 | 1150416,9 | 572215,7 | |
2023 | 1229137,5 | 523198,4 | 769199,3 | 523198,4 | 1655,4 | 0,0 | 394843,9 | 0,0 | 63438,9 | 0,0 | 1165698,6 | 523198,4 | |
2024 | 908010,1 | 549900,0 | 691540,4 | 549900,0 | 1655,4 | 0,0 | 151375,4 | 0,0 | 63438,9 | 0,0 | 844571,2 | 549900,0 | |
2025 | 1087933,6 | 578600,0 | 871463,9 | 578600,0 | 1655,4 | 0,0 | 151375,4 | 0,0 | 63438,9 | 0,0 | 1024494,7 | 578600,0 | |
Итого | 11121419,3 | 6625969,2 | 7665971,8 | 5528698,6 | 42997,9 | 38031,7 | 2487911,3 | 542632,8 | 924538,3 | 516606,1 | |||
Сроки реализации муниципальной программы | 2015 - 2025 годы | ||||||||||||
Перечень подпрограмм | 1) подпрограмма "Развитие физической культуры и массового спорта" | ||||||||||||
2) подпрограмма "Здоровый образ жизни" | |||||||||||||
3) подпрограмма "Организация и обеспечение эффективного функционирования сети учреждений физической культуры и спорта" | |||||||||||||
4) подпрограмма "Строительство, реконструкция, ремонт и приобретение в муниципальную собственность спортивных объектов" | |||||||||||||
Организация управления муниципальной программой и контроль за ее реализацией: | |||||||||||||
- управление муниципальной программой осуществляет | Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска | ||||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляют | Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска | ||||||||||||
Департамент капитального строительства администрации Города Томска | |||||||||||||
Управление молодежной политики администрации Города Томска | |||||||||||||
Управление культуры администрации Города Томска | |||||||||||||
Администрация Кировского района Города Томска | |||||||||||||
Администрация Ленинского района Города Томска | |||||||||||||
Администрация Октябрьского района Города Томска | |||||||||||||
Администрация Советского района Города Томска | |||||||||||||
Департамент образования администрации Города Томска | |||||||||||||
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
<*> численность систематически занимающихся физической культурой и спортом - физические лица, занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий (кроме урочной формы занятий в образовательных учреждениях) не менее 3-х раз или 3-х суммарных часов в неделю (в соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте)".
II. Общая характеристика муниципальной программы
Основой для определения стратегических целей управления физической культуры и спорта стали приоритетные направления, определенные Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Одним из целевых векторов стратегического развития муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта является укрепление здоровья и долголетие горожан за счет развития физической культуры и спорта.
В настоящее время, демографическая ситуация в муниципальном образовании "Город Томск" отмечается как благоприятная, однако в течение последних лет формировались неблагоприятные тенденции снижения общих показателей состояния здоровья населения, в том числе серьезную опасность для здоровья граждан представляют проблемы наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Физической культуре и спорту придается особое значение в системе профилактики правонарушений. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Для того чтобы остановить существующие неблагоприятные тенденции и сформировать у населения мотивацию к ведению здорового образа жизни, необходимо сосредоточить усилия на работе по подготовке кадров, поддержке организаций, работающих в области физической культуры, развитии материально-технической базы спорта и спортивных сооружений на территории муниципального образования "Город Томск", смещению акцентов от количества к качеству мероприятий, проводимых среди населения.
В муниципальном образовании "Город Томск" сложилась определенная система развития физической культуры и массового спорта, достигнуты значительные успехи томских спортсменов на российском и международном уровнях в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, виды единоборств, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, фристайл и другие.
Однако спортивные школы не справляются с количеством граждан, желающих заниматься спортом. В муниципального образования "Город Томск" не хватает современных спортивных комплексов и бассейнов, оборудованных для работы с детьми школьного возраста.
Испытывают трудности в проведении учебно-тренировочных занятий 8 организаций, которые используют для организации учебно-тренировочного процесса базы общеобразовательных школ и иных организаций. Более пристального внимания требует проблема инвалидов, проживающих в муниципальном образовании "Город Томск". Недостаточно спортивных сооружений, полностью приспособленных для занятий спортом людей с ограниченными возможностями здоровья.
На момент разработки программы, согласно статистической отчетности, на территории муниципального образования "Город Томск" был расположен 621 объект спорта, в том числе (таблица 1):
Таблица 1
Количество спортивных объектов на территории муниципального образования "Город Томск"
Объекты спорта | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Всего объектов, в том числе: | 407 | 550 | 550 | 596 |
Стадионы | 6 | 6 | 6 | 6 |
Спортивные залы | 150 | 155 | 155 | 156 |
Плавательные бассейны | 10 | 10 | 10 | 11 |
Плоскостные спортивные сооружения | 161 | 257 | 257 | 277 |
Манежи | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ледовые катки | 1 | 1 | 1 | 1 |
Другие спортивные сооружения | 78 | 120 | 120 | 144 |
Учитывая высокие темпы роста населения муниципального образования "Город Томск", обеспеченность населения объектами спорта остается на прежнем уровне, несмотря на наметившуюся положительную тенденцию в их строительстве.