Муниципальная программа "Развитие городского сообщества"
на 2015-2025 годы
I.Паспорт муниципальной программы
Правовой акт, являющи-йся основанием для разработки муниципаль-ной программы | Распоряжение администрации Города Томска от 23.05.2014 № р460 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Томск" | ||||||||||||
Куратор муниципальной программы | Заместитель Мэра Города Томска - начальник департамента финансов администрации Города Томска | ||||||||||||
Ответственный исполни-тель муниципальной программы | Департамент финансов администрации Города Томска | ||||||||||||
Соисполнители | Администрация Города Томска (комитет по бухгалтерскому учету администрации Города Томска) | ||||||||||||
Участники | МБУ "Муниципальные информационные технологии", МБУ "Управление бухгалтерского учета" | ||||||||||||
Наименование стратегической цели (целевого вектора) развития Города Томска | Эффективное управление муниципальными ресурсами | ||||||||||||
Наименование стратегической задачи развития Города Томска | Эффективный финансовый менеджмент | ||||||||||||
Цели и задачи муниципальной программы | Цель: Прозрачный бюджетный процесс, основанный на прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления и приоритетами развития города | ||||||||||||
Задачи: | |||||||||||||
1. Обеспечение технической и информационной поддержки процесса реформирования муниципальных финансов Города Томска для перехода на программно-целевое планирование и бюджетирование, ориентированное на результат, а также создание информационной среды и технологий, для принятия и реализации обоснованных управленческих решений и повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. | |||||||||||||
2. Эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск". | |||||||||||||
3. Обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе обеспечение эффективного исполнения функций департамента финансов. | |||||||||||||
Показатель цели муниципальной программы, единицы измерения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | ||
Цель: прозрачный бюджетный процесс, основанный на прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления и приоритетами развития города | |||||||||||||
Показатель цели: | 77,3 | 89,8 | 89,8 | 89,8 | 92,4 | 91 | 91 | 91,8 | 91,8 | 91,9 | 91,9 | 92,1 | 88 |
Показатель цели муниципальной программы, единицы измерения | 2014 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год |
| ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием |
|
| ||
Показатель цели: | 77,3 | 92,5 | 88,3 | 92,9 | х* | 93,3 |
| 93,7 |
| 94,1 |
|
|
|
| |||||||||||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | ||
Задача 1 Обеспечение технической и информационной поддержки процесса реформирования муниципальных финансов Города Томска для перехода на программно-целевое планирование и бюджетирование, ориентированное на результат, а также создание информационной среды и технологий для принятия и реализации обоснованных управленческих решений и повышения эффективности и результативности бюджетных расходов | |||||||||||||
Показатель задачи 1 | 87,5 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Соответствие программного обеспечения бюджетному процессу при реформировании муниципальных финансов, % | |||||||||||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения |
| 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год |
| ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием |
|
| ||
Показатель задачи 1 |
| 100 | 100 | 100 | - | 100 |
| 100 |
| 100 |
|
|
|
Соответствие программного обеспечения бюджетному процессу при реформировании муниципальных финансов, % | |||||||||||||
Задача 2 Эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск" | |||||||||||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | ||
Показатель задачи 2 | 42,3 | Не более 67 | Не более 67 | Не более 70 | Не более 70 | Не более 80 | Не более 80 | Не более | Не более | Не более | Не более | Не более | Не более |
Отношение объема му-ниципального долга му-ниципального образования "Город Томск" к общему годовому объему доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, % | |||||||||||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения |
| 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год |
| ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием |
|
| ||
Показатель задачи 2 |
| Не более | Не более | Не более 100 | Не более 79,6 | Не более 100 |
| Не более 100 |
| Не более 100 |
|
|
|
Отношение объема му-ниципального долга му-ниципального образова-ния "Город Томск" к общему годовому объему доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, % | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 3 Обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе обеспечение эффективного исполнения функций департамента финансов | |||||||||||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | ||
Показатель задачи 3 | - | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доля показателей муниципальной программы достигнутых по итогам отчетного финансового года, % | |||||||||||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения |
| 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год |
| ||||||
в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием | в соответ-ствии с потреб-ностью | в соответ-ствии с утвержден-ным финанси-рованием |
|
| ||
Показатель задачи 3 |
| 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| 100 |
| 100 |
|
|
|
Доля показателей муниципальной программы достигнутых по итогам отчетного финансового года, % | |||||||||||||
| |||||||||||||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) | Годы | Всего по источникам | местный бюджет | федеральный бюджет | областной бюджет | внебюджетные источники |
| ||||||
потребность | утверждено | потреб- ность | утверждено | потреб-ность | утвержде-но | потреб-ность | утвержде-но | потреб-ность | план | ||||
2015 год | 312 673,6 | 308 913,3 | 310 960,8 | 307 200,5 |
|
| 1 712,8 | 1 712,8 |
|
| |||
2016 год | 372 646,9 | 366 103,8 | 370 834,2 | 364 291,1 |
|
| 1 812,7 | 1 812,7 |
|
| |||
2017 год | 380 333,7 | 376 622,3 | 378 522,0 | 374 810,6 |
|
| 1 811,7 | 1 811,7 |
|
| |||
2018 год | 362 706,2 | 358 510,1 | 360 662,4 | 356 466,3 |
|
| 2 043,8 | 2 043,8 |
|
| |||
2019 год | 323 514,3 | 319 123,4 | 321 428,1 | 317 037,2 |
|
| 2 086,2 | 2 086,2 |
|
| |||
2020 год | 607 196,6 | 597 508,7 | 605 132,6 | 595 444,7 |
|
| 2 064,0 | 2 064,0 |
|
| |||
| 2021 год | 636 819,4 | 627 780,7 | 634 755,4 | 625 716,7 |
|
| 2 064,0 | 2 064,0 |
|
|
|
|
| 2022 год | 693 099,2 | 568 800,0 | 691 035,2 | 568 800,0 |
|
| 2 064,0 |
|
|
|
|
|
| 2023 год | 686 701,5 |
| 684 637,5 |
|
|
| 2 064,0 |
|
|
|
|
|
| 2024 год | 713 567,4 |
| 711 503,4 |
|
|
| 2 064,0 |
|
|
|
|
|
| 2025 год | 741 661,5 |
| 739 597,5 |
|
|
| 2 064,0 |
|
|
|
|
|
| Итого | 5 830 920,3 | 3 523 362,3 | 5 809 069,1 | 3 509 767,1 | 0,0 | 0,0 | 21 829,0 | 13 573,0 | 0,0 | 0,0 |
|
|
Сроки реализации программы | 2015- 2025 годы | ||||||||||||
Перечень подпрограмм | 1) подпрограмма "Обеспечение управления муниципальными финансами" | ||||||||||||
Организация управления муниципальной программой и контроль за ее реализацией: | |||||||||||||
- управление муници-пальной программой осуществляют | Департамент финансов администрации Города Томска | ||||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляют | Департамент финансов администрации Города Томска |
* В рамках муниципальной программы "Развитие городского сообщества" под социально-значимыми мероприятиями понимаются: мероприятия, направленные на привлечение населения к участию в решении вопросов местного значения, организация и проведение праздников по месту жительства, мероприятий, содействующие сохранению национальной самобытности, развитию национального языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан, в том числе организация и проведение национальных праздников, проведение благотворительный акций, конкурсов в рамках уставной деятельности НКО, мероприятия в сфере жилищного просвещения граждан и пр. на территории муниципального образования "Город Томск".
**в 2016 году показатель приведен в соответствие со Стратегией социально - экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, система учета показателя не изменилась.
II. Анализ текущей ситуации
Согласно Стратегии социально - экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года одним из направлений развития является: "Широкие возможности для самореализации горожан", где уделяется большое внимание развитию общественного самоуправления, эффективной межкультурной коммуникации и толерантности, а также в качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения обо всех сферах жизни Города Томска и эффективное взаимодействие различных слоев городского сообщества с использованием электронных технологий. Сформированные ранее стратегические направления "Развитие городского сообщества" и "Внешнее позиционирование города" аккумулированы в этом направлении в ранге соответствующих задач. Цели и задачи муниципальной программы по развитию данного направления сформулированы в соответствии со стратегической целью "Гражданственность и городской патриотизм" и стратегическими задачами:
-Развитие городского общественного самоуправления
- Эффективная межкультурная коммуникация и толерантность
- Открытое информационное пространство.
Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Одна из ключевых задач современного российского местного самоуправления - развитие у граждан навыков самостоятельного, под свою ответственность решения местных дел - дел, которые, в конечном счете, создают основу модернизации страны.
Органы местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" прилагают усилия по равномерному укреплению всей системы местного самоуправления на соответствующей территории с учетом всех составных частей местного самоуправления в целом (муниципальное управление, муниципальная экономика и собственность, муниципальная инфраструктура, муниципальные кадры, местное население и местные сообщества, территория и т.д.). Поэтому все институты местного самоуправления в Городе Томске должны получить всемерную и всестороннюю поддержку. Томск может стать городом, где в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, экспертными, просветительскими организациями местное самоуправление как общественное явление анализируется и исследуется со всех сторон, где апробируются все прогрессивные социальные технологии в сфере самоорганизации и самоуправления населения.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления. Основа местного самоуправления - местные сообщества. Под местным сообществом понимается совокупность граждан, живущих на определенной территории и ощущающих свою ответственность за состояние данной территории, готовых предпринимать какие-либо действия для ее развития. Роль органов местного самоуправление Города Томска в воспитании сопричастности человека к развитию своего города высока.
Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность некоммерческих объединений граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс РФ коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных некоммерческих объединений по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в Городе Томске связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений.
Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в Городе Томске органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают положительных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в Городе Томске связано с критическим анализом и пересмотром всей практики взаимодействия городской власти с некоммерческими объединениями граждан по месту жительства, систематизацией и структурированием данного института местного самоуправления в городе.
В целях информирования населения о местном самоуправлении, повышения популярности идей местного самоуправления среди населения много лет подряд проводятся различные конференции, семинары и круглые столы по вопросам местного самоуправления, регулярно издается и распространяется томская городская газета "Общественное самоуправление" и другие информационные материалы по местному самоуправлению. Важно своевременно обеспечивать информирование населения о состоянии комплекса жизнеобеспечения города, социальном положении различных категорий граждан, перспективах развития Города Томска, о мерах, предпринимаемых администрацией по решению возникающих проблем, при этом важно, что информирование должно быть наиболее полным, достоверным, доходчивым, способствующим развитию стремления у томичей лично участвовать в реализации городских задач и программ.
Для обеспечения эффективного взаимодействия населения и органов местного самоуправления Города Томска сформированы и действуют Томская городская палата общественности, Координационный совет женщин при Мэре Города Томска, Совет старейшин Города Томска, Городской совет по территориальному общественному самоуправлению при Мэре Города Томска и др. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требует дальнейшей поддержки, совершенствования и развития.
Некоммерческие организации Города Томска играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии Города Томска, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории Города Томска, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды Города Томска и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.
Общественный сектор Города Томска по природе своей многообразен и, главное, активен. Томск имеет специфику молодого и активного города, который "переполнен" образовательным, информационным и творческим ресурсом. Люди здесь объединяются и умеют объединяться для решения самых разных проблем и задач.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития Города Томска задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления. Также важно выявлять и поддерживать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития Города Томска. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем Города Томска.
В разработанной Программе предусмотрены реализованные мероприятия муниципальной программы "Развитие городского сообщества" на 2012-2014 года, которые носят системный характер и требуют дальнейшего развития, а также мероприятия по формированию информационной открытости городской власти, выстраивания диалога для обсуждения ключевых проблем и принятия решений.
Динамика стратегических показателей в сфере развития городского сообщества представлена в таблице1.
Таблица1.
Показатель |
| 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | |||
Доля населения, принимающего участие в различных формах и структурах общественного самоуправления (%) | 42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|