Действующий

Об утверждении государственной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области" (с изменениями на 30 декабря 2022 года)

Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы


Согласно Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Президентом Российской Федерации, стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего  и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Достижение стратегической цели государственной политики  в области экологического развития должно обеспечиваться решением основных задач. Одной из таких задач является обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, при решении которой используются следующие механизмы:

предупреждение и сокращение образования отходов, вовлечение их в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку,  а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металл, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);

установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;

обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

Система целей и задач, принципы и приоритеты, направленные на создание и обеспечение экологически безопасного  и экономически эффективного обращения с отходами, сформулированы в Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298 (далее - комплексная стратегия).

Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов  на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот  в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Достижение главной цели комплексной стратегии обеспечивается решением ряда задач, в том числе развитием инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию, экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению твердых коммунальных отходов: строительством и развитием межмуниципальных объектов по обеспечению деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

На территории области расположены крупные, средние и мелкие промышленные и сельскохозяйственные нефте-, газо- промышленные предприятия и социальные объекты. Растущие объемы разнообразных отходов производства и потребления вызывают обоснованную тревогу. При неправильном захоронении отходы представляют угрозу окружающей среде, здоровью населения, загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, занимают сельскохозяйственные угодья. Поэтому одной из наиболее важных задач охраны окружающей среды является решение проблемы сбора, размещения и утилизации отходов.

В течение 2016 - 2019 годов в области была организована работа по переходу на новую систему обращения с отходами:  в областном бюджете предусмотрено финансирование мероприятий по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов, строительству полигонов твердых коммунальных отходов, разработке проектно-сметной документации на строительство полигонов твердых коммунальных отходов, мусоросортировочных комплексов.

Органам местного самоуправления необходимо оказание содействия в обеспечении исполнения возложенных федеральным законодательством полномочий по сбору, транспортированию, утилизации и переработке твердых коммунальных отходов.  Из-за недостатка средств в местных бюджетах строительство новых полигонов, их техническое оснащение, рекультивация отработанных полигонов практически не производятся. В результате фактическое заполнение полигонов достигло проектной мощности, что создает угрозу экологической безопасности. Большинство полигонов и свалок, куда вывозятся твердые отходы, не отвечают современным экологическим требованиям. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых отходов приводит к увеличению  их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных мест складирования твердых коммунальных отходов.

В соответствии с федеральным законодательством средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.

Условием предоставления субсидии субъекту Российской Федерации является наличие утвержденных территориальной схемы  и региональной программы.

На территории Томской области насчитывается 19 полигонов твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В настоящий момент в Томской области основная масса твердых коммунальных отходов без сортировки и извлечения полезных компонентов размещается на полигонах твердых коммунальных отходов. Для достижения показателей результативности  и эффективности региональной программы, в том числе значений целевых показателей, определено необходимое количество объектов обращения с отходами с учетом наилучших доступных технологий.

Источниками образования твердых коммунальных отходов на территории Томской области являются организации  и промышленные предприятия, население области. Ежегодно образуется более 650 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, из которых 94% идет на захоронение. Данная величина является расчетной, так как на территории Томской области 3 из 19 полигонов твердых коммунальных отходов оборудованы средствами весового контроля.

Среди десяти регионов Сибирского федерального округа Томская область занимает 7-е место по количеству образующихся отходов (0,96% твердых коммунальных отходов Российской Федерации).

Согласно территориальной схеме наиболее перспективным является строительство мусоросортировочных комплексов. Сортировка отходов позволит выделить вторичные материальные ресурсы для переработки, сократить затраты на вывоз отходов на место их захоронения, а также значительно продлить срок эксплуатации полигона. В настоящее время на территории Томской области имеется 1 мусоросортировочный комплекс, расположенный на территории ЗАТО Северск.

Реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой, позволит увеличить долю обработанных твердых коммунальных отходов, следовательно, долю твердых коммунальных отходов, вовлекаемых во вторичное использование, к 2024 году  до 33%.

Следует отметить, что проблема отходов является комплексной и охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения Томской области. Для решения данной проблемы необходимы единый организационно-технологический подход, научно-обоснованные программно-целевые методы решения и координация действий всех уровней власти - федеральных, областных, муниципальных, а также бизнеса, общественных организаций и населения.