Сфера реализации государственной программы определяется региональной системой управления трудовым потенциалом, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Основными целями деятельности Департамента труда и занятости населения Томской области являются эффективная занятость населения и развитие трудовых ресурсов, высокий уровень обеспечения трудовых прав и социальных гарантий граждан в области труда и занятости населения.
1. Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы.
Одним из основных показателей эффективности работы службы занятости является состояние рынка труда: ситуация на рынке труда Томской области, в том числе благодаря принятым мерам по поддержке занятости, остается стабильной.
Удовлетворение меняющегося спроса экономики на рабочую силу в значительной степени зависит от предложения труда, основными характеристиками которого являются численность рабочей силы, занятых и безработных, уровень занятости, уровень безработицы.
По данным Росстата, численность рабочей силы Томской области в возрасте 15 лет и старше в 2022 году составляла 534 тыс. человек (50,5% численности населения в среднем за 2022 год - 1057,4 тыс. человек), в том числе 506,4 тыс. человек (94,8%) были заняты в экономике и 27,6 тыс. человек (5,2%) не имели занятия, но активно его искали (классифицируются как безработные).
Уровень занятости населения в Томской области за последние три года увеличился на 2,1 п.п. (с 55,6% в 2020 году до 57,7% в 2022 году). В Российской Федерации уровень занятости населения в 2022 году составлял 59,8%, в Сибирском федеральном округе (СФО) - 58,2%. По уровню занятости населения Томская область занимала 48-е место в Российской Федерации и 7-е место среди регионов СФО.
Уровень общей безработицы, определяемой по методологии Международной организации труда (МОТ), снизился с 8,6% в 2020 году до 5,2% в 2022 году. В Российской Федерации уровень общей безработицы в 2022 году составлял 3,9%, в СФО - 4,4%. По уровню общей безработицы Томская область занимала 64-е место в Российской Федерации и 7-е место среди регионов СФО.
Ситуация на регистрируемом рынке труда в 2020 - 2022 гг. также характеризуется сокращением численности и уровня безработицы. В 2022 году в Томской области отмечена самая низкая численность зарегистрированных безработных граждан, на 01.01.2023 она составила 4 996 человек (на 01.01.2022 - 7 330 человек, на 01.01.2021 - 31 870 человек). Уровень регистрируемой безработицы снизился с 5,87% на начало 2021 года до 0,91% на начало 2023 года.
В Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2023 составлял 0,7%, в СФО - 1,0%. Среди регионов СФО по уровню регистрируемой безработицы Томская область занимала 4-е место.
Основные показатели рынка труда Томской области
в 2020 - 2022 годы
Показатель, | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
|
Уровень занятости населения | 55,6 | 57,6 | 57,7 | Росстат (выборочные обследования рабочей силы) |
Уровень безработицы | 8,6 | 6,8 | 5,2 | Росстат (выборочные обследования рабочей силы) |
Уровень регистрируемой безработицы (на конец года), % | 5,87 | 1,37 | 0,91 | Департамент труда |
В 2023 году сохраняются тенденции по улучшению ситуации на рынке труда: по данным выборочного обследования Росстата, уровень занятости населения в среднем за второй квартал 2023 года в Томской области составил 58,5%, уровень безработицы по методологии МОТ - 4,1%, уровень регистрируемой безработицы - 0,83%.
Всего за 2022 год в органы службы занятости обратились 26,6 тыс. человек, признаны безработными 14,6 тыс. человек (в 2021 году соответственно 44,1 тыс. человек и 25,7 тыс. человек).
Уровень трудоустройства среди ищущих работу граждан увеличился с 40,7% в 2021 году до 60,6% в 2022 году. Доля трудоустроенных безработных граждан в численности признанных безработными граждан увеличилась с 44,7% в 2021 году до 52,8% в 2022 году.
2. Потенциал развития рынка труда.
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
Одним из приоритетов становится позиционирование идеи государственно-частного партнерства в вопросах развития человеческого потенциала, популяризация значимости кадрового ресурса, взаимодействие образования, бизнес-сообществ и власти. Начиная с 2018 года используется проектный подход как инновационный метод повышения эффективности деятельности службы занятости и взаимодействия с работодателями.
Целью государственной политики в области охраны труда является улучшение условий труда работников и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В связи с этим в рамках государственной программы будут решаться задачи реализации превентивных мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение оценки условий труда работников, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, будет продолжена реализация стратегии развития культуры безопасных условий труда.
Сокращение дефицита трудовых ресурсов и обеспечение потребности экономики Томской области в квалифицированных кадрах будут реализованы также за счет создания условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Томскую область для ее социально-экономического и демографического развития.
В целях развития инфраструктуры занятости и достижения системного эффекта повышения производительности труда и поддержки уровня занятости населения в Томской области с 2020 года внедряются в работу службы занятости организационные и технологические инновации. Мероприятия по повышению эффективности работы системы занятости направлены на обновление и стандартизацию процессов государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости населения в целях решения проблем занятости и снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, активизации взаимодействия работодателей, органов службы занятости, образовательных организаций и других участников рынка труда.
С 2023 по 2027 год будет осуществлен переход от точечной модернизации региональных центров занятости к комплексной реализации мероприятий по приведению всей региональной сети центров занятости к единому стандарту.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2023 № 36 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке планов мероприятий по повышению эффективности службы занятости" мероприятия по комплексной модернизации службы занятости направлены на обеспечение достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", и реализуются по следующим направлениям:
внедрение требований, предусмотренных стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения;
реорганизация или создание юридического лица, включающего структурные подразделения: центры занятости населения в зависимости от численности населения в трудоспособном возрасте в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации и подразделения, осуществляющие централизованное управление функционированием центров занятости населения;
повышение средней заработной платы работников центров занятости населения, доведение ее до уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации, начиная с первого календарного года реализации регионального проекта, направленного на повышение эффективности службы занятости;
обучение работников службы занятости населения.