Действующий

Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" (с изменениями на 27 ноября 2023 года)

Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы, в том числе основные проблемы
в указанной сфере и прогноз ее развития


Сфера реализации государственной программы определяется региональной системой управления трудовым потенциалом, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Основными целями деятельности Департамента труда и занятости населения Томской области являются эффективная занятость населения и развитие трудовых ресурсов, высокий уровень обеспечения трудовых прав и социальных гарантий граждан в области труда и занятости населения.

1. Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы.

Одним из основных показателей эффективности работы службы занятости является состояние рынка труда: ситуация на рынке труда Томской области,  в том числе благодаря принятым мерам по поддержке занятости, остается стабильной.

Удовлетворение меняющегося спроса экономики на рабочую силу  в значительной степени зависит от предложения труда, основными характеристиками которого являются численность рабочей силы, занятых и безработных, уровень занятости, уровень безработицы.

По данным Росстата, численность рабочей силы Томской области в возрасте  15 лет и старше в 2022 году составляла 534 тыс. человек (50,5% численности населения в среднем за 2022 год - 1057,4 тыс. человек), в том числе 506,4 тыс. человек (94,8%) были заняты в экономике и 27,6 тыс. человек (5,2%) не имели занятия, но активно его искали (классифицируются как безработные).

Уровень занятости населения в Томской области за последние три года увеличился на 2,1 п.п. (с 55,6% в 2020 году до 57,7% в 2022 году). В Российской Федерации уровень занятости населения в 2022 году составлял 59,8%, в Сибирском федеральном округе (СФО) - 58,2%. По уровню занятости населения Томская область занимала 48-е место в Российской Федерации и 7-е место среди регионов СФО.

Уровень общей безработицы, определяемой по методологии Международной организации труда (МОТ), снизился с 8,6% в 2020 году до 5,2% в 2022 году.  В Российской Федерации уровень общей безработицы в 2022 году составлял 3,9%,  в СФО - 4,4%. По уровню общей безработицы Томская область занимала 64-е место  в Российской Федерации и 7-е место среди регионов СФО.

Ситуация на регистрируемом рынке труда в 2020 - 2022 гг. также характеризуется сокращением численности и уровня безработицы. В 2022 году  в Томской области отмечена самая низкая численность зарегистрированных безработных граждан, на 01.01.2023 она составила 4 996 человек (на 01.01.2022 -  7 330 человек, на 01.01.2021 - 31 870 человек). Уровень регистрируемой безработицы снизился с 5,87% на начало 2021 года до 0,91% на начало 2023 года.

В Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2023 составлял 0,7%, в СФО - 1,0%. Среди регионов СФО по уровню регистрируемой безработицы Томская область занимала 4-е место.

Основные показатели рынка труда Томской области
в 2020 - 2022 годы

Показатель,
единица измерения

2020 год

2021 год

2022 год


Источник информации

Уровень занятости населения
в возрасте 15 лет и старше (в среднем за год), %

55,6

57,6

57,7

Росстат (выборочные обследования рабочей силы)

Уровень безработицы
(в среднем за год
по методологии МОТ), %

8,6

6,8

5,2

Росстат (выборочные обследования рабочей силы)

Уровень регистрируемой безработицы (на конец года), %

5,87

1,37

0,91

Департамент труда
и занятости населения Томской области (ведомственная отчетность)


В 2023 году сохраняются тенденции по улучшению ситуации на рынке труда:  по данным выборочного обследования Росстата, уровень занятости населения  в среднем за второй квартал 2023 года в Томской области составил 58,5%, уровень безработицы по методологии МОТ - 4,1%, уровень регистрируемой безработицы - 0,83%.

Всего за 2022 год в органы службы занятости обратились 26,6 тыс. человек, признаны безработными 14,6 тыс. человек (в 2021 году соответственно 44,1 тыс. человек и 25,7 тыс. человек).

Уровень трудоустройства среди ищущих работу граждан увеличился с 40,7%  в 2021 году до 60,6% в 2022 году. Доля трудоустроенных безработных граждан  в численности признанных безработными граждан увеличилась с 44,7% в 2021 году  до 52,8% в 2022 году.

2. Потенциал развития рынка труда.

Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических  и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации  к труду.

Одним из приоритетов становится позиционирование идеи государственно-частного партнерства в вопросах развития человеческого потенциала, популяризация значимости кадрового ресурса, взаимодействие образования, бизнес-сообществ  и власти. Начиная с 2018 года используется проектный подход как инновационный метод повышения эффективности деятельности службы занятости и взаимодействия  с работодателями.

Целью государственной политики в области охраны труда является улучшение условий труда работников и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В связи с этим в рамках государственной программы будут решаться задачи реализации превентивных  мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости, обеспечение оценки условий труда работников, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, будет продолжена реализация стратегии развития культуры безопасных условий труда.

Сокращение дефицита трудовых ресурсов и обеспечение потребности экономики Томской области в квалифицированных кадрах будут реализованы также  за счет создания условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Томскую область для ее социально-экономического  и демографического развития.

В целях развития инфраструктуры занятости и достижения системного эффекта повышения производительности труда и поддержки уровня занятости населения  в Томской области с 2020 года внедряются в работу службы занятости организационные и технологические инновации. Мероприятия по повышению эффективности работы системы занятости направлены на обновление  и стандартизацию процессов государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости населения в целях решения проблем занятости  и снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, активизации взаимодействия работодателей, органов службы занятости, образовательных организаций и других участников рынка труда.

С 2023 по 2027 год будет осуществлен переход от точечной модернизации региональных центров занятости к комплексной реализации мероприятий  по приведению всей региональной сети центров занятости к единому стандарту.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2023 № 36 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке планов мероприятий по повышению эффективности службы занятости" мероприятия по комплексной модернизации службы занятости направлены на обеспечение достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", и реализуются по следующим направлениям:

внедрение требований, предусмотренных стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения;

реорганизация или создание юридического лица, включающего структурные подразделения: центры занятости населения в зависимости от численности населения  в трудоспособном возрасте в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации и подразделения, осуществляющие централизованное управление функционированием центров занятости населения;

повышение средней заработной платы работников центров занятости населения, доведение ее до уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации, начиная с первого календарного года реализации регионального проекта, направленного на повышение эффективности службы занятости;

обучение работников службы занятости населения.