Реализация государственной программы осуществляется путем выполнения предусмотренных в ней мероприятий ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками в соответствии с их полномочиями.
Текущий контроль за реализацией государственной программы осуществляется Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, который является ответственным исполнителем государственной программы, в течение всего периода реализации государственной программы путем мониторинга и анализа промежуточных результатов.
Соисполнитель государственной программы, участники государственной программы и участники мероприятий (по согласованию) представляют ответственному исполнителю отчеты о реализации государственной программы и об использовании финансовых ресурсов в установленном порядке. Ответственный исполнитель представляет отчет о реализации государственной программы в Департамент экономики Администрации Томской области в установленном порядке.
Мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры реализуются за счет бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в объеме, утвержденном Законом Томской области об областном бюджете на соответствующий год.
Для реализации мероприятий государственной программы предусматривается предоставление из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области на условиях софинансирования за счет средств местных бюджетов.
Правом на получение субсидий из областного бюджета обладают муниципальные районы, городские округа Томской области, проекты по строительству (реконструкции) объектов муниципальной собственности которых отобраны в установленном порядке для их реализации в рамках государственной программы на очередной финансовый год.
Условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции, порядок расчета размера субсидий определены Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в целях модернизации коммунальной инфраструктуры Томской области согласно приложению 1 к государственной программе.
Условия предоставления и расходования из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области" государственной программы "Развитие коммунальной инфраструктуры в Томской области" по проведению капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса Томской области к безаварийному прохождению отопительного сезона определены Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на проведение капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса Томской области к безаварийному прохождению отопительного сезона согласно приложению № 2 к государственной программе.
Ответственным за реализацию мероприятий в сфере развития газоснабжения, повышения уровня газификации и повышения энергоэффективности в Томской области является Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.
Внешние риски реализации государственной программы:
изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
изменение регионального законодательства в части финансирования программ;
увеличение темпов роста цен на энергоносители, в том числе вследствие либерализации цен на электроэнергию и газ;
природные и техногенные катастрофы.
На выполнение государственной программы могут повлиять опережающие темпы инфляции, что приведет к повышению стоимости строительно-монтажных работ, а в результате к невозможности реализации мероприятий в рамках ресурсного обеспечения, предусмотренного государственной программой, а также опережающие темпы износа коммунальной инфраструктуры в случае недостаточности объемов вкладываемых финансовых средств, в том числе из внебюджетных источников (частные инвестиции).
Потребность в средствах для реализации мероприятий по энергосбережению значительно превышает возможности областного бюджета. Таким образом, необходимо учитывать комплексный подход и системно подходить к решению финансово-экономических вопросов. Эффективное решение проблем энергосбережения невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования, требуется привлечение дополнительных бюджетных средств и внебюджетных источников. Так энергосервисный контракт является одним из механизмов получения дополнительного финансирования для реализации мероприятий, связанных с энергоресурсосбережением.
Внутренние риски реализации государственной программы:
высокая энергоемкость валового регионального продукта Томской области;
отсутствие экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов Томской области;
несвоевременное и не в полном объеме софинансирование из федеральных, местных и внебюджетных источников.
Указанные риски могут привести к значительному снижению эффективности реализуемых мер, направленных на решение задач, определенных государственной программой.
Способами ограничения основных рисков являются:
регулярное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
заключение соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области и строгий контроль за выполнением сторонами взятых обязательств;
привлечение внебюджетных ресурсов;
усиление контроля за ходом выполнения мероприятий государственной программы и совершенствование механизма текущего управления реализацией государственной программы;
своевременная корректировка мероприятий государственной программы.