Действующий

Об утверждении государственной программы "Развитие образования в Томской области" (с изменениями на 18 ноября 2024 года)


Характеристика сферы реализации подпрограммы
 

(В редакции, введенной в действие с 25.04.2024 года постановлением Администрации Томской области от 23 апреля 2024 года № 151а, -
 см. предыдущую редакцию)


За последние годы в системе профессионального образования (СПО) было сделано много для изменения качества обучения и повышения престижа рабочих профессий. СПО главный человеческий ресурс, который поможет экономике как региона, так и в целом страны обеспечить технологический прорыв.

Сеть образовательных организаций профессионального образования представлена практически в каждом муниципальном образовании Томской области. Различные категории молодежи имеют возможность получить:

по очной и очно-заочной формам:

- профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки  по профессиям рабочих, должностям служащих,

- среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих),

по очной, очно-заочной и заочной формам обучения:

- среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.

Департаменту профессионального образования Томской области по состоянию на 1 января 2023 года подведомственны 23 областные государственные профессиональные образовательные организации и 1 областное государственное учреждение дополнительного профессионального образования.

В экономике как в России в целом, так и в Томской области растет запрос  на инновации - новые знания и оригинальные технологические решения. Это привело к необходимости создания кластеров - союза производственных компаний и образовательных организаций, объединенных общими целями, сферой деятельности, профессиональным обменом специалистами и знаниями. В системе профессионального образования Томской области создано 9 образовательно-отраслевых кластеров с учетом приоритетов, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, и построения системы взаимосвязей в инновационной цепочке "Образование - Технологии - Производство" по отраслевому признаку, а также достижения поставленных результатов - подготовка кадров под "Новую экономику" (ТОП-63 и ТОП-Регион) и обеспечение кадрами рынка труда - "Зрелых технологий".

За последние годы наработан положительный опыт взаимодействия как внутри системы профессионального образования - в рамках сетевого взаимодействия,  так и с промышленными партнерами и бизнесом. Вместе с тем имеет место ряд проблем, связанных с необходимостью более эффективного использования имеющихся ресурсов системы профессионального образования, выстраивания приоритетов развития образовательных учреждений, ориентации образовательных ресурсов на потребности экономики Томской области.

Кроме того, слабые взаимоотношения с промышленными партнерами (недостаточное их участие в формировании регионального заказа на подготовку кадров и ее реализации) в системе профессионального образования показали необходимость продолжения работы по проведению институциональных изменений и формирование нового дизайна инфраструктуры сети профессионального образования Томской области на основе кластеризации экономики, стратегических приоритетов развития региона и реализации национальных и федеральных проектов.

Анализ текущей потребности в кадрах муниципальных образований  и крупнейших работодателей Томской области показал, что структура набора должна в большей степени ориентироваться на приоритетные отрасли в связи  с формирующимся в них дефицитом кадров в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года и реализуемыми инвестиционными проектами.

Изменение подходов к формированию структуры приема за счет бюджетных ассигнований бюджета Томской области по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена позволило изменить долю приема для приоритетных отраслей экономики Томской области (нефтегазовая, фармацевтическая, биотехнологическая, нефтехимическая промышленность, машиностроение, здравоохранение, агропромышленный, строительный, научно-образовательный, лесопромышленный комплексы).  За последние пять лет в структуре контрольных цифр приема (КЦП) за счет бюджета Томской области сохраняется доля принимаемых на обучение по программам среднего профессионального образования, ориентированных на высокотехнологичные производства Томской области (нефтегазовая промышленность, биотехнологии и фармацевтическая промышленность, нефтехимическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение, здравоохранение, строительный комплекс, научно-образовательный комплекс, лесопромышленный комплекс, транспорт). В 2023 году доля КЦП для высокотехнологичного производства составила 67%. За последние 3 года увеличивается объем КЦП для социальной сферы (здравоохранение, образование и культура) и составляет - 21% (2020 - 17%).  При формировании КЦП сохраняется ориентация на реализуемые инвестиционные проекты, приоритетные направления, указанные в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, на перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, специальностей.

Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов необходимо реализовывать за счет концентрации уникальных образовательных ресурсов на базе ведущих профессиональных образовательных организаций, развития на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса на основе коллективного пользования дорогостоящими технологическими и кадровыми ресурсами совместно  с ведущими предприятиями региона.

За последние 5 лет в системе профессионального образования Томской области проведен ряд изменений как в правовой, системной, организационной,  так и в инфраструктурной сфере профессионального образования.

Правовая:

- совместно с промышленными партнерами системы профессионального образования разработаны и внедрены "Модели наставничества системы профессионального образования и индустриальных партнеров Томской области",  что позволило решить задачу успешной профессиональной адаптации на рабочем месте за более короткий промежуток времени, качественного самоопределения выпускника с местом работы и их закрепляемости на рабочем месте;

- совместно с промышленными партнерами сформированы и ежегодно актуализируются перечни наиболее востребованных профессий и специальностей экономики Томской области (ТОП-Регион) и компетенций опережающей профессиональной подготовки;

- отработаны механизмы повышения престижа педагогической деятельности  в системе профессионального образования Томской области (постановление Губернатора Томской области № 65 от 15.09.2020 "О премиях Губернатора Томской области лучшим педагогическим и руководящим работникам в сфере среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в Томской области").

Системная:

- отработаны механизмы взаимодействия и сотрудничества между организациями (профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации, потенциальные работодатели). Разрабатываются региональные локальные акты, определяющие порядок реализации практико-ориентированного (дуального) образования в Томской области;

- применяется практико-ориентированная (дуальная) модель обучения. Удельный вес численности студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с применением дуальной модели обучения, в общей численности студентов составил - 6,19% (по Российской Федерации - 4,18%);

- отработаны механизмы независимой оценки качества подготовки кадров  в форме демонстрационного экзамена, что позволило повысить качество подготовки кадров в системе профессионального образования Томской области в 1,5 раза и увеличить количество экспертов демонстрационного экзамена из числа работодателей в 1,3 раза;

- формируются у студентов новые или дополнительные компетенции, востребованные работодателями региона. Доля студентов профессиональных образовательных организаций, у которых формируются новые или дополнительные компетенции, составляет 15,7% от численности обучающихся;

- реализуется подготовка выпускников системы профессионального образования Томской области под конкретное рабочее место с дополнительными востребованными компетенциями от работодателя, в том числе по сквозным цифровым компетенциям, отработана функциональная структура системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций Томской области. В 2023 году доля трудоустройства по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) составила 80,0% (выпуск 2022 года);

- разработаны и внедрены образовательные программы получения дополнительных сквозных цифровых компетенций для различных категорий граждан;

- внедрена целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство  в коллегиальных органах управления профессиональной образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ. Из 226 членов состава управляющих советов 89,8% составляют представители родительской общественности, студенты, работники профессиональных образовательных организаций, работодатели, представители ассоциаций и общественных организаций;