Одним из приоритетов социально-экономического развития Томской области в долгосрочной перспективе является эффективная территориальная политика, которая направлена на обеспечение связанности территорий Томской области, обеспечение сбалансированного развития муниципальных образований, предоставление необходимого объема и качества государственных и муниципальных услуг на всей территории области.
Достижение приоритета социально-экономического развития будет обеспечиваться в том числе за счет развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры, обеспечения связи с основными транспортными магистралями и хабами Томской области и соседних регионов, сохранения и развития автомобильных дорог Томской области.
Развитие транспортной системы включает поэтапное обновление основных производственных фондов, реконструкцию и модернизацию существующей транспортной инфраструктуры, повышение безопасности дорожного движения.
Основными проблемами, сдерживающими развитие транспорта в Томской области, являются:
недостаточный технологический уровень производственной базы;
медленные темпы строительства и реконструкции инфраструктурных объектов, пополнения и обновления парков подвижных средств;
недостаточное развитие системы лизинга и льготного кредитования транспортных организаций.
Основными направлениями развития транспорта в регионе являются:
повышение технологического уровня производственной базы транспорта;
наиболее полное удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
формирование оптимальной тарифной политики;
планомерное поддержание и сохранение существующей сети автомобильных дорог и сооружений, обеспечение безопасного движения по ним;
увеличение сети автомобильных дорог общего пользования Томской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
развитие внутренней автодорожной сети Томской области;
развитие воздушного транспортного комплекса на территории Томской области;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения.
Транспортный комплекс Томской области обеспечивает потребности всех отраслей экономики Томской области (далее по тексту - региона). Перевозки грузов и пассажиров осуществляются автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и воздушным транспортом.
Автомобильный транспорт
Межмуниципальная маршрутная сеть на территории Томской области включает 40 автобусных маршрутов, которые обеспечивают транспортную связь населения административных центров 15 муниципальных районов (городских округов Томской области) и более 50 сельских населенных пунктов Томского района с областным центром.
Услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугородного сообщения оказывают 9 перевозчиков. Имеющийся у данных перевозчиков автобусный парк в значительной степени не отвечает современным техническим требованиям по безопасности и комфортабельности.
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн пасс.-км
Субъект РФ | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Томская область | 924 | 805 | 942 | 655 |
Новосибирская область | 1981 | 2274 | 2659 | 3107 |
Кемеровская область | 4014 | 3796 | 3514 | 3450 |
Красноярский край | 3281 | 3035 | 2984 | 2792 |
Снижение пассажиропотока в Томской области обусловлено увеличением количества частного транспорта и миграцией населения из муниципальных районов и городских округов в областной центр.
Необходимость организации регулярных пассажирских перевозок по ряду маршрутов продиктована потребностью доступности для населения мест массового тяготения (объектов здравоохранения и образования, мест работы и учебы, культурно-бытовых объектов, а в летний период - садовых участков).