Государственная программа направлена на достижение цели Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года", "Эффективное управление регионом и цифровая трансформация". Вместе с тем ответственное, эффективное и прозрачное управление региональными финансами, государственными закупками, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета; при достижении данных целей органами государственной власти Томской области осуществляются закупочные процедуры.
Итоги развития региональных финансов в 2020 - 2022 годах
Параметры консолидированного бюджета Томской области в 2020 - 2022 годах
(в млрд. рублей)
№ п/п | Наименование показателя | Исполнено за 2020 год | Исполнено за 2021 год | 2022 год | Темп роста к 2021 году, % | Темп роста к 2020 году, % | ||
План на 2022 год | Исполнено за 2022 год | % исполнения к плану | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Доходы - всего, | 88,2 | 99,7 | 111,7 | 110,0 | 98,5 | 110,3 | 124,7 |
налоговые и неналоговые | 57,6 | 69,0 | 80,1 | 80,1 | 100,0 | 116,1 | 139,1 | |
2. | Расходы - всего | 98,5 | 104,2 | 115,4 | 107,6 | 93,2 | 103,3 | 109,2 |
3. | Дефицит (-) | -10,3 | -4,5 | -3,7 | 2,4 |
В 2020 году в результате действия "венского" соглашения ОПЕК+ и колебаний мировых цен на нефть произошло резкое сокращение налоговых доходов от нефтегазового сектора. В результате по итогам 2020 года дефицит консолидированного бюджета вырос на 6,8 млрд. рублей (2019 год - 3,5 млрд. рублей).
Это привело к значительному увеличению долговой нагрузки областного бюджета, которая за год увеличилась более чем на 40% и на 01.01.2021 составила 93%.
В результате предпринятых Администрацией Томской области системных мер по мобилизации доходов и оптимизации расходов в течение 2021 и 2022 годов происходило поэтапное снижение долговой нагрузки, которая к 01.01.2023 составила 75%.
По итогам 2022 года темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Томской области составил 116% при среднероссийском темпе роста 113%. По данному показателю область находится на 31-м месте среди субъектов Российской Федерации и на 4-м месте среди субъектов Сибирского федерального округа.
В результате политики сдерживания расходов темп роста расходов консолидированного бюджета области составил 103% при среднероссийском темпе роста 16%. По данному показателю регион находится на 82-м месте среди субъектов Российской Федерации.
В 2022 году впервые за последние 11 лет (последнее профицитное исполнение было в 2011 году в сумме 0,7 млрд. рублей) консолидированный бюджет Томской области исполнен с профицитом в сумме 2,4 млрд. рублей (при плановом дефиците 3,7 млрд. рублей), из которого 2,2 млрд. рублей составил профицит областного бюджета, 161 млн. рублей - местных бюджетов.
Эффективность проводимой долговой политики отмечает международное рейтинговое агентство "АКРА", которое в марте 2023 года установило рейтинг кредитоспособности Томской области по национальной шкале на уровне "ВВВ+(RU)" с прогнозом "Стабильный".
Государственная программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий для сбалансированности местных бюджетов.
Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов разрабатываются и реализуются в Томской области на протяжении ряда лет, в том числе проводится системная работа по совершенствованию нормативного правового регулирования, направленного на повышение качества планирования и исполнения областного бюджета, на усиление финансовой дисциплины.
Одним из важных направлений по повышению эффективности бюджетных расходов, а также обеспечению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является автоматизация всех стадий бюджетного процесса.
В настоящее время планирование, исполнение областного бюджета, формирование бюджетной отчетности осуществляется исключительно с использованием информационных систем. От бесперебойности работы информационных систем напрямую зависит своевременность и качество реализаций всех стадий бюджетного процесса.
Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных и муниципальных финансов, невозможно без наличия в финансовом органе квалифицированных кадров, осведомленных о новациях бюджетного законодательства, инструментах, применяемых на федеральном уровне и в иных субъектах Российской Федерации для повышения эффективности и прозрачности региональных и муниципальных финансов, а также способных применять на практике полученные знания, в связи с чем в рамках государственной программы реализуются мероприятия по совершенствованию профессиональных знаний государственных гражданских служащих - сотрудников Департамента финансов Томской области.
Важным условием для обеспечения стабильности региональных финансов в целом является сбалансированность муниципальных финансов.
Существенное влияние на формирование местных бюджетов оказывают географические, демографические, инфраструктурные и иные особенности, которые в том числе порождают проблему неравномерности размещения налогооблагаемой базы на территориях муниципальных районов (городских округов) Томской области.
Одной из основных задач Департамента финансов Томской области является обеспечение равных финансовых возможностей муниципальных образований Томской области по решению вопросов местного значения, в том числе за счет расчета и предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Томской области, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Также в рамках государственной программы осуществляется предоставление средств федерального бюджета в форме субвенции на реализацию полномочий по первичному воинскому учету органами местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов и дотации бюджету муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области", связанной с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.
Стабильность финансовой системы невозможна без обеспечения долговой устойчивости. В рамках реализации государственной программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию структуры государственного долга, в том числе за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных долговых инструментов в общем объеме государственного долга в целях равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей, использования государственных ценных бумаг как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета.
Кроме того, государственной программой регулируются вопросы, связанные с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области и вовлечение населения в обсуждение и принятие бюджетных решений. Данному направлению придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.
В Томской области, как и в других субъектах Российской Федерации, наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей Томской области является одним из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.
Кроме того, в рамках настоящей государственной программы реализуется проект по развитию инициативного бюджетирования в Томской области, в рамках которого из областного бюджета начиная с 2018 года на конкурсной основе выделяются субсидии на финансовую поддержку инициативных проектов, предложенных непосредственно населением небольших населенных пунктов (численностью до 35 тыс. человек).
Вовлечение населения в обсуждение и принятие бюджетных решений через механизм инициативного бюджетирования, как показывает практика ряда регионов, также ведет к существенным положительным социально-экономическим изменениям: повышение эффективности бюджетных расходов, замедление оттока населения из депрессивных территорий, повышение доверия населения к власти, рост удовлетворенности населения качеством жизни.
За 2018 - 2022 годы в муниципальных образованиях Томской области при поддержке из областного бюджета реализовано 312 инициативных проектов на общую сумму 262,8 млн. рублей, из которых 180,4 млн. рублей - средства областного бюджета, 51,4 млн. рублей - средства местных бюджетов, 18,9 млн. рублей - средства населения, 12,1 млн. рублей - средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основные инициативные проекты это: создание либо обустройство детских (в том числе спортивно-игровых) площадок (68 проектов), благоустройство (ограждение) мест захоронения (52 проекта), благоустройство мест массового отдыха (площадей, парков, скверов и т.п.) (40 проектов), ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, включая объекты водоснабжения и водоотведения, обустройство площадок для сбора твердых бытовых отходов (39 проектов), ремонт либо создание спортивных объектов (стадионы, спортивные площадки, хоккейные коробки и пр.) (36 проектов), ремонт объектов дорожного хозяйства, включая тротуары и остановочные павильоны (28 проектов), создание либо ремонт памятников (мемориалов) участникам Великой Отечественной войны (19 проектов), ремонт муниципальных учреждений и благоустройство их территории (15 проектов), установка либо ремонт уличного освещения (13 проектов), 1 проект в сфере пожарной безопасности, 1 проект в сфере транспортного обслуживания.
В 2023 году по итогам конкурсного отбора реализуются еще 63 инициативных проекта.