Действующий

О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и на период до 2030 года"


IV. Потребительский рынок


Долгосрочными приоритетами развития отрасли является обеспечение всеми секторами потребительского рынка Города Томска условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей и гостей Города Томска на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным для населения ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления.

В долгосрочной перспективе до 2030 года к основным факторам, определяющим развитие потребительского рынка, относятся платежеспособный спрос населения, создание комфортной потребительской среды и многоформатной инфраструктуры торговли.

Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение существующей системы размещения предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг и постепенный переход от стабилизации в период 2020 - 2021 годов к положительной динамике в 2022 - 2030 годы основных экономических показателей потребительского рынка на фоне устойчивого роста доходов населения Города Томска.

Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает устойчивое развитие существующего сетевого ритейла, вхождение на рынок новых федеральных сетей, появление ряда новых супермаркетов современных форматов, ежегодное открытие новых ресторанов, расширение перечня предлагаемых потребителям бытовых и иных услуг.

Целевой вариант долгосрочного прогноза основан на качественном изменении инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающем территориальную доступность предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания современных форматов для жителей различных районов Города Томска. Данный вариант предусматривает совершенствование инфраструктуры гостеприимства, способствующее развитию всех форм туризма. Тенденция увеличения средней продолжительности жизни населения будет сопровождаться качественным изменением спроса и предложения на потребительском рынке товаров и услуг, что приведет к росту их предложения, увеличению конкуренции в отрасли.

До 2030 года предполагается дальнейшее стимулирование развития многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе, расширение торговых сетей разного формата: от магазинов шаговой доступности до крупных сетевых компаний с торгово-развлекательными комплексами, усовершенствование дистанционной торговли (прежде всего интернет-торговли), развитие узкоспециализированных магазинов, нестационарных и мобильных торговых объектов.

Темпы роста оборота розничной торговли в долгосрочной перспективе до 2030 года в сопоставимых ценах, по оценке, составят по консервативному варианту долгосрочного прогноза 102,9% - 103,8%, по базовому варианту - 103,2% - 104,1%, по целевому варианту - 103,5% - 104,4%.

Основную долю в структуре формирования рынка платных услуг в долгосрочном периоде будут составлять коммунальные, телекоммуникационные, медицинские и образовательные услуги.

В 2020-2030 годах прирост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах, по оценке, составит 2,1% - 2,4% в год по консервативному варианту, 2,4% - 2,8% по базовому варианту, 3,4% - 3,9% по целевому варианту долгосрочного прогноза.

В долгосрочном периоде снижению инфляции будет способствовать ограничение предельного размера индексации регулируемых тарифов, стабилизация курса национальной валюты, умеренный рост внутренних цен на продовольственные товары, расширение импортозамещения, широкий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок продовольствия и ярмарки сельхозпродукции.