Действующий

Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск" на период с 2019 до 2020 года и на период до 2035 года


3.5. Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения


Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов", Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Генеральный план Города Томска и Стратегия социально-экономического развития Города Томска имеют срок действия до 2030 года. Таким образом, в рамках программы не может полноценно прогнозироваться развитие Города Томска за рамками данного срока. В связи с этим, для наглядности действующих тенденций использована экстраполяция параметров до 2035 года.

Согласно материалам Генерального плана Города Томска, ожидаемый ежегодный прирост уровня автомобилизации до 2030 года составит 5 %. Таким образом, при уровне автомобилизации населения Города Томска в 2017 году, равном 299 авт./1000 жителей, к 2035 году составит 322 авт./1000 жителей.

Подобный путь прошли многие европейские страны в 70-90 года. В связи с этим,  на основе европейского опыта рекомендуется использовать ретроспективные данные о транспортной подвижности населения в европейских странах и строить прогнозы  для российских городов на основе трендов, реально реализованных в городах Европы.

В основу прогноза легли статистические данные параметров подвижности, а также уровня использования различных видов транспорта для городов Германии и статистическая информация по городам Италии. Для построения модели и прогнозирования подвижности населения использованы данные немецких исследователей, полученные в результате статистического анализа и наблюдений в различных городах Германии (таблица 3.4, рисунки 3.22-3.23).


Таблица 3.4

Статистические данные количества населения, уровня автомобилизации и среднегодового пробега автомобиля для городов Германии.

Год

Численность населения, тыс. чел.

Количество автомобилей, тыс.

Уровень
автомобилизации, авто / 1000 жителей

Средний
годовой пробег,
тыс. км

Применительно к городам России

1960

55433

4490

81,0

16,3

1965

59012

9267

157,0

15,5

1966

59638

10302

172,7

15,5

1967

59873

11016

184,0

15

1968

60184

11683

194,1

14,7

Российские города ? 2008

1969

60848

12585

206,8

14,7

1970

60651

13941

229,9

14,4

1971

61302

15115

246,6

14,2

1972

61672

16055

260,3

13,8

1973

61976

17023

274,7

13,5

1974

62054

17341

279,5

13,1

1975

61829

17898

289,5

13,7

1976

61531

18920

307,5

13,5

Российские города ? 2016

1977

61400

20020

326,1

13,3

Город Томск ? 2035

1978

61327

21212

345,9

13,2

1979

61359

22535

367,3

12,9

1980

61566

23192

376,7

12,8

Российские города ? 2020

1981

61682

23730

384,7

11,9

1982

61638

24105

391,1

12,2

Город Томск ? 2020

1983

61423

24580

400,2

12,4

1984

61175

25218

412,2

12,5


 
Рис.3.22. График изменения численности населения и количества автомобилей, зарегистрированных в городах Германии (по годам)

Рис. 3.23. График изменения уровня автомобилизации и среднего годового пробега в Германии (по годам)


Используем полученные данные для расчета параметров подвижности населения в Городе Томска на 2035 год. Построим функциональные зависимости для наблюдаемых параметров. Для аппроксимации выберем логарифмический вид функции.

По результатам многочисленных исследований определили, что логарифмическая зависимость наиболее точно описывает основные параметры роста автомобилизации и транспортной  подвижности населения городов. График итоговой логарифмической функции представлен на рисунке 3.24.

Рис. 3.24. Аппроксимация уровня автомобилизации логарифмической функцией



В результате аппроксимации получен следующий вид функции уровня автомобилизации в зависимости от года:


где x - прогнозируемый период (год).

На основании этого определим уровень автомобилизации на перспективу до 1997 года (таблица 3.6).

Таблица 3.6