Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов", Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Генеральный план Города Томска и Стратегия социально-экономического развития Города Томска имеют срок действия до 2030 года. Таким образом, в рамках программы не может полноценно прогнозироваться развитие Города Томска за рамками данного срока. В связи с этим, для наглядности действующих тенденций использована экстраполяция параметров до 2035 года.
Согласно материалам Генерального плана Города Томска, ожидаемый ежегодный прирост уровня автомобилизации до 2030 года составит 5 %. Таким образом, при уровне автомобилизации населения Города Томска в 2017 году, равном 299 авт./1000 жителей, к 2035 году составит 322 авт./1000 жителей.
Подобный путь прошли многие европейские страны в 70-90 года. В связи с этим, на основе европейского опыта рекомендуется использовать ретроспективные данные о транспортной подвижности населения в европейских странах и строить прогнозы для российских городов на основе трендов, реально реализованных в городах Европы.
В основу прогноза легли статистические данные параметров подвижности, а также уровня использования различных видов транспорта для городов Германии и статистическая информация по городам Италии. Для построения модели и прогнозирования подвижности населения использованы данные немецких исследователей, полученные в результате статистического анализа и наблюдений в различных городах Германии (таблица 3.4, рисунки 3.22-3.23).
Таблица 3.4
Статистические данные количества населения, уровня автомобилизации и среднегодового пробега автомобиля для городов Германии.
Год | Численность населения, тыс. чел. | Количество автомобилей, тыс. | Уровень | Средний | Применительно к городам России |
1960 | 55433 | 4490 | 81,0 | 16,3 | |
1965 | 59012 | 9267 | 157,0 | 15,5 | |
1966 | 59638 | 10302 | 172,7 | 15,5 | |
1967 | 59873 | 11016 | 184,0 | 15 | |
1968 | 60184 | 11683 | 194,1 | 14,7 | Российские города ? 2008 |
1969 | 60848 | 12585 | 206,8 | 14,7 | |
1970 | 60651 | 13941 | 229,9 | 14,4 | |
1971 | 61302 | 15115 | 246,6 | 14,2 | |
1972 | 61672 | 16055 | 260,3 | 13,8 | |
1973 | 61976 | 17023 | 274,7 | 13,5 | |
1974 | 62054 | 17341 | 279,5 | 13,1 | |
1975 | 61829 | 17898 | 289,5 | 13,7 | |
1976 | 61531 | 18920 | 307,5 | 13,5 | Российские города ? 2016 |
1977 | 61400 | 20020 | 326,1 | 13,3 | Город Томск ? 2035 |
1978 | 61327 | 21212 | 345,9 | 13,2 | |
1979 | 61359 | 22535 | 367,3 | 12,9 | |
1980 | 61566 | 23192 | 376,7 | 12,8 | Российские города ? 2020 |
1981 | 61682 | 23730 | 384,7 | 11,9 | |
1982 | 61638 | 24105 | 391,1 | 12,2 | Город Томск ? 2020 |
1983 | 61423 | 24580 | 400,2 | 12,4 | |
1984 | 61175 | 25218 | 412,2 | 12,5 |
Рис.3.22. График изменения численности населения и количества автомобилей, зарегистрированных в городах Германии (по годам)
Рис. 3.23. График изменения уровня автомобилизации и среднего годового пробега в Германии (по годам)
Используем полученные данные для расчета параметров подвижности населения в Городе Томска на 2035 год. Построим функциональные зависимости для наблюдаемых параметров. Для аппроксимации выберем логарифмический вид функции.
По результатам многочисленных исследований определили, что логарифмическая зависимость наиболее точно описывает основные параметры роста автомобилизации и транспортной подвижности населения городов. График итоговой логарифмической функции представлен на рисунке 3.24.
Рис. 3.24. Аппроксимация уровня автомобилизации логарифмической функцией
В результате аппроксимации получен следующий вид функции уровня автомобилизации в зависимости от года:
где x - прогнозируемый период (год).
На основании этого определим уровень автомобилизации на перспективу до 1997 года (таблица 3.6).
Таблица 3.6