Действующий

Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск" на период с 2019 до 2020 года и на период до 2035 года


2.6. Характеристика существующих условий и перспектив развития и размещения
транспортной инфраструктуры Города Томска


Анализ сложившейся планировочной структуры Города Томска позволяет выявить ряд особенностей, которые определяют необходимые направления развития транспортной инфраструктуры Города Томска.

Характерной особенностью Города Томска является компактная историческая центральная часть с регулярной сеткой улиц и наличием большого числа объектов культурного наследия, которые существенно ограничивают возможности расширения существующей УДС и строительства новых участков УДС.

В результате анализ конфигурации существующей УДС Города Томска были выявлены следующие проблемы:

Недостаточная ширина проезжей части основных магистралей. Значительная часть дорог Города Томска, выполняющих функцию магистралей, имеет по 2 полосы движения  в каждом направлении;

Неоптимальная организация дорожного движения светофорного регулирования на перекрестках Города Томска;

Отсутствие заездных карманов на остановочных пунктах транспорта общего пользования;

Движение грузового потока по магистральным улицам в центральной части Города Томска.

В условиях наблюдающегося роста автомобилизации, планировочная структура центральной части Города Томска в настоящее время не способна обеспечить необходимый уровень качества функционирования транспортной системы из-за плотной застройки, в том числе исторической, сложного рельефа местности, водных преград, множества пересечений с железнодорожной сетью.

По результатам проведенного натурного обследования, коэффициент загрузки отдельных участков УДС Города Томска превышает 100 %, при этом средний коэффициент загрузки участков улично-дорожной сети в пиковые часы также высок и составляет 87 %. В результате этого в часы пик на УДС Города Томска наблюдается образование заторов  на наиболее востребованных направлениях.

На рис. 3.6 представлена картограмма загрузки участков улично-дорожной сети, рассчитанная как отношение интенсивности движения в приведенных единицах к пропускной способности участка улично-дорожной сети

.

Рис. 3.6. Картограмма загрузки участков улично-дорожной сети сети Города Томска



На рисунке 3.7 синим цветом выделены участки улично-дорожной сети, на которых коэффициент загрузки в пиковые часы превышает значение 0,8.

К участкам, для которых коэффициент загрузки превышает 100 %, относятся отдельные участки следующих улиц: ул. Пушкина, пр. Ленина, Транспортная площадь, пр. Мира, пр. Кирова, Иркутский тракт, ул. Шевченко, пр. Комсомольский, Московский тракт, Степановский переезд, ул. Елизаровых, ул. Сибирская, Мокрушинский переезд, Богашевский тракт.


Рис. 3.7. Участки улично-дорожной сети, на которых коэффициент загрузки в пиковые часы превышает значение 0,8


С учетом наблюдаемого роста населения Города Томска, роста уровня автомобилизации и развития территорий Города Томска, данная ситуация будет только усугубляться.

Несоответствие старых улиц требованиям современного Города Томска, усугубляемое постоянным ростом автомобилизации, поспособствовали перегрузке улично-дорожной сети и, как результат, ухудшению условий движения транспортных потоков. Это свидетельствует о крайне тревожной тенденции и требует принятия специальных мер не только для улучшения транспортно-эксплуатационного состояния улиц, но и для организации дорожного движения.

В таких условиях важно предусматривать не только развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования индивидуального транспорта, но и, как минимум, сохранение качества функционирования ГПТОП, с тем, чтобы доля жителей Города Томска, пользующихся индивидуальным транспортом не увеличивалась.

В Генеральном плане Томска в качестве приоритета градостроительной политики выбран сценарий интенсивного развития, ориентированный на качественное улучшение состояния городской среды. Данный сценарий разработан на основе принятой концепции социально-экономического развития Города Томска. Реконструктивные мероприятия  при данном сценарии сочетаются с мероприятиями по охране культурного наследия и комплексному формированию районов Города Томска.

Градостроительная стратегия направлена на формирование Города Томска как крупного научно-инновационного, образовательного и культурного центра Западной Сибири; столичного Города Томска с многопрофильной экономикой; Города Томска, сохраняющего и приумножающего свое природное своеобразие и культурное наследие.

Первоочередные мероприятия по развитию и реконструкции транспортной инфраструктуры Города Томска:


1.      Усиление транспортных связей периферийных районов с центральной частью Города Томска.