Анализ сложившейся планировочной структуры Города Томска позволяет выявить ряд особенностей, которые определяют необходимые направления развития транспортной инфраструктуры Города Томска.
Характерной особенностью Города Томска является компактная историческая центральная часть с регулярной сеткой улиц и наличием большого числа объектов культурного наследия, которые существенно ограничивают возможности расширения существующей УДС и строительства новых участков УДС.
В результате анализ конфигурации существующей УДС Города Томска были выявлены следующие проблемы:
Недостаточная ширина проезжей части основных магистралей. Значительная часть дорог Города Томска, выполняющих функцию магистралей, имеет по 2 полосы движения в каждом направлении;
Неоптимальная организация дорожного движения светофорного регулирования на перекрестках Города Томска;
Отсутствие заездных карманов на остановочных пунктах транспорта общего пользования;
Движение грузового потока по магистральным улицам в центральной части Города Томска.
В условиях наблюдающегося роста автомобилизации, планировочная структура центральной части Города Томска в настоящее время не способна обеспечить необходимый уровень качества функционирования транспортной системы из-за плотной застройки, в том числе исторической, сложного рельефа местности, водных преград, множества пересечений с железнодорожной сетью.
По результатам проведенного натурного обследования, коэффициент загрузки отдельных участков УДС Города Томска превышает 100 %, при этом средний коэффициент загрузки участков улично-дорожной сети в пиковые часы также высок и составляет 87 %. В результате этого в часы пик на УДС Города Томска наблюдается образование заторов на наиболее востребованных направлениях.
На рис. 3.6 представлена картограмма загрузки участков улично-дорожной сети, рассчитанная как отношение интенсивности движения в приведенных единицах к пропускной способности участка улично-дорожной сети
.
Рис. 3.6. Картограмма загрузки участков улично-дорожной сети сети Города Томска
На рисунке 3.7 синим цветом выделены участки улично-дорожной сети, на которых коэффициент загрузки в пиковые часы превышает значение 0,8.
К участкам, для которых коэффициент загрузки превышает 100 %, относятся отдельные участки следующих улиц: ул. Пушкина, пр. Ленина, Транспортная площадь, пр. Мира, пр. Кирова, Иркутский тракт, ул. Шевченко, пр. Комсомольский, Московский тракт, Степановский переезд, ул. Елизаровых, ул. Сибирская, Мокрушинский переезд, Богашевский тракт.
Рис. 3.7. Участки улично-дорожной сети, на которых коэффициент загрузки в пиковые часы превышает значение 0,8
С учетом наблюдаемого роста населения Города Томска, роста уровня автомобилизации и развития территорий Города Томска, данная ситуация будет только усугубляться.
Несоответствие старых улиц требованиям современного Города Томска, усугубляемое постоянным ростом автомобилизации, поспособствовали перегрузке улично-дорожной сети и, как результат, ухудшению условий движения транспортных потоков. Это свидетельствует о крайне тревожной тенденции и требует принятия специальных мер не только для улучшения транспортно-эксплуатационного состояния улиц, но и для организации дорожного движения.
В таких условиях важно предусматривать не только развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования индивидуального транспорта, но и, как минимум, сохранение качества функционирования ГПТОП, с тем, чтобы доля жителей Города Томска, пользующихся индивидуальным транспортом не увеличивалась.
В Генеральном плане Томска в качестве приоритета градостроительной политики выбран сценарий интенсивного развития, ориентированный на качественное улучшение состояния городской среды. Данный сценарий разработан на основе принятой концепции социально-экономического развития Города Томска. Реконструктивные мероприятия при данном сценарии сочетаются с мероприятиями по охране культурного наследия и комплексному формированию районов Города Томска.
Градостроительная стратегия направлена на формирование Города Томска как крупного научно-инновационного, образовательного и культурного центра Западной Сибири; столичного Города Томска с многопрофильной экономикой; Города Томска, сохраняющего и приумножающего свое природное своеобразие и культурное наследие.
Первоочередные мероприятия по развитию и реконструкции транспортной инфраструктуры Города Томска:
1. Усиление транспортных связей периферийных районов с центральной частью Города Томска.