Подпрограмма "Оказание социальной помощи и услуг"
I.Паспорт подпрограммы "Оказание социальной помощи и услуг"
Куратор подпрограммы | Заместитель Мэра Города Томска по социальной политике | ||||||||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы | Управление социальной политики администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||||||
Соисполнители | Управление социальной политики администрации Города Томска (МАУ Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья") | ||||||||||||||||||||||||||||
Участники | |||||||||||||||||||||||||||||
Цель подпрограммы | Цель. Повышение уровня жизни отдельных категорий граждан | ||||||||||||||||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы, |
| 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||||||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | ||||||||
Цель. Повышение уровня жизни отдельных категорий граждан | |||||||||||||||||||||||||||||
Показатель. Доля отдельных категорий граждан, получивших меры социальной поддержки, от общей численности населения МО "Город Томск", (% ) | 6,9* | 7 | 7 | 8 | 7,4 | 7,6 | 7,3 | 7,8 | 7,4 | 9 | 8,7 | 9 | 8,7 | 9 | 8,7 | 7,6 | 6,6 | 7,6 | 0 | 7,6 | 0 | 7,6 | 0 | ||||||
Показатели задач подпрограммы, единицы измерения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||||||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | ||||||||
Задача 1. Реализация местных социальных гарантий | |||||||||||||||||||||||||||||
Показатель: Количество граждан получающих местные социальные гарантии, человек | 15 | 15 | 13 | 16 | 13 | 17 | 13 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 13 | 15 | 0 | 15 | 0 | 15 | 0 | ||||||
Задача 2. Предоставление социальной (материальной) поддержки отдельным категориям граждан | |||||||||||||||||||||||||||||
Показатель: Количество отдельных категорий граждан, получивших социальную (материальную) поддержку, человек | 37 452 | 41 016 | 39 399 | 42 650 | 38 483 | 42 913 | 38 088 | 40822 | 38225 | 47879 | 46279 | 47879 | 46279 | 47879 | 46278 | 39467 | 35341 | 39467 | 0 | 39467 | 0 | 39467 | 0 | ||||||
Задача 3. Оказание социальных услуг населению | |||||||||||||||||||||||||||||
Показатель: | 95,0 | 95,0 | 95,0 | 95,2 | 95,0 | 95,4 | 95,0 | 95,6 | 95,6 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 95,8 | 88,8 | 95,8 | 0,0 | 95,8 | 0,0 | 95,8 | 0,0 | ||||||
Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) | Годы: | Всего по источникам | местный бюджет | федеральный бюджет | областной бюджет | внебюджетные источники | |||||||||||||||||||||||
потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | план | ||||||||||||||||||||
2015 год | 346 090,6 | 312 864,0 | 273 462,6 | 247 122,0 | 72628,0 | 65742,0 | |||||||||||||||||||||||
2016 год | 418 520,9 | 316 801,8 | 319 396,9 | 265 049,3 | 99124,0 | 51752,5 | |||||||||||||||||||||||
2017 год | 354 817,2 | 294 832,7 | 307 643,8 | 255 592,7 | 47173,4 | 39240,0 | |||||||||||||||||||||||
2018 год | 340 140,5 | 311 019,7 | 292 967,1 | 263 895,7 | 47173,4 | 47124,0 | |||||||||||||||||||||||
2019 год | 354 616,9 | 342 203,1 | 307 443,5 | 295 029,7 | 47173,4 | 47173,4 | |||||||||||||||||||||||
2020 год | 358 847,0 | 342 300,1 | 311 673,6 | 295 126,7 | 47173,4 | 47173,4 | |||||||||||||||||||||||
2021 год | 363 298,2 | 295 126,7 | 316 124,8 | 295 126,7 | 47173,4 | 0,0 | |||||||||||||||||||||||
2022 год | 286 470,7 | 263 941,1 | 286 470,7 | 263 941,1 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||||||||||||
2023 год | 286 470,7 | - | 286 470,7 | - | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||||||||||||
2024 год | 286 470,7 | - | 286 470,7 | - | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||||||||||||
2025 год | 286 470,7 | - | 286 470,7 | - | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||||||||||||
Итого | 3 682 214,1 | 2 479 089,2 | 3 274 595,1 | 2 180 883,9 | 407619,0 | 298205,3 | |||||||||||||||||||||||
Сроки реализации подпрограммы | 2015 - 2025 гг. | ||||||||||||||||||||||||||||
Укрупненный перечень мероприятий. | Реализация местных социальных гарантий Предоставление социальной (материальной) поддержки отдельным категориям граждан Оказание социальных услуг населению | ||||||||||||||||||||||||||||
Организация управления подпрограммой и контроль над её реализацией: | |||||||||||||||||||||||||||||
- управление подпрограммой осуществляет | Управление социальной политики администрации Города Томска | ||||||||||||||||||||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют | Управление социальной политики администрации Города Томска (МАУ Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"), управление социальной политики администрации Города Томска. |
II. Анализ текущей ситуации
Переход к рыночной экономической системе в нашей стране привел к ряду социальных проблем, важнейшими из которых являются: высокий уровень социального неравенства, снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, низкий уровень доходов и жизни населения. Одним из основных направлений перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, является развитие человеческого потенциала, а именно: создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды.
Действующая в настоящее время система государственной помощи не обеспечивает необходимого уровня социальной защищенности малоимущих слоев населения, в связи, с чем задача защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения на уровне местного самоуправления вышла на первый план. Для решения этой задачи необходимо выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться социальная поддержка, определить формы социальной поддержки, включающей как устранение причин, препятствующих достижению оптимального уровня благосостояния и индивидуальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, так и реализацию местных социальных гарантий, принятых на себя органами местного самоуправления.
Исходя из динамики роста доли малообеспеченного населения (Гистограмма 1), социальная поддержка населения является приоритетным направлением для органов местного самоуправления.
Гистограмма 1
Так, муниципальное образование "Город Томск" ежемесячно реализует местные социальные гарантии в соответствии с решением Думы Города Томска от 09.12.2014 №1202 "О новой редакции Положения "О наградах и почетном звании муниципального образования "Город Томск". Денежные выплаты получают 15 человек. Из средств городского бюджета 3400 тыс.руб. реализовано в качестве ежемесячной доплаты к пенсии, выплаты на проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), 100% льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом практики применения постоянно совершенствуются механизмы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам в муниципальном образовании "Город Томск" в части определения категории, размера, усиления адресности.
Отдельные категории граждан - это граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки предусмотренных решением Думы Города Томска от 21.12.2010№55 "О новой редакции Положения "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Город Томск".
Успешное выполнение предусмотренных в Подпрограмме мероприятий позволит создать условия для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, а также для укрепления социального института семьи.
Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
К малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам относятся семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Томской области на момент обращения за помощью. Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании социальной помощи.
Численность граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты в 2013 году, составляет 279,1 тыс. человек, или 48% от населения города Томска. Из общей численности граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, 48,0% - пенсионеры и инвалиды, 23% - малоимущие и многодетные семьи.
Продолжение активной социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, неполных и молодых семей, детей-инвалидов, детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, а также улучшение условий и уровня жизни ветеранов Великой Отечественной войны, оказание им всесторонней поддержки и внимания являются приоритетными направлениями социальной поддержки в муниципальном образовании "Город Томск".
В целях удовлетворения потребности многодетных семей в присмотре и уходе за детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, успешно реализуется мера социальной поддержки многодетным семьям при присвоении статуса "Семейная группа присмотра и ухода за детьми". Так 70 многодетных семей, в которых воспитываются 179 детей, получали ежемесячные выплаты.
В рамках развития новых форм с целью снижения социальной напряженности, связанной с дефицитом мест дошкольного образования, на условии софинансирования с Администрацией Томской области, в 2012 году введена новая мера социальной поддержки "Компенсация родителям (законным представителям) части затрат за содержание детей в группах по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 5 лет 6 месяцев включительно". Данная мера социальной поддержки позволяет родителям, имеющих детей дошкольного возраста, трудоустроиться, обеспечивает освоение ребенком социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности. В 2013 году количество граждан, воспользовавшихся выплатой компенсации, составило 1800 человек, освоение денежных средств из средств бюджета муниципального образования "Город Томск" составило 45 004 000,0 руб. В 2016 году количество граждан получивших данную компенсацию составило 1587 человек, в связи с изменением возрастной границы до четырех лет включительно. Общая сумма выплат в 2016 году за счет городского бюджета составила 43 084,5 тыс.руб. С 01.01.2017 года решением Думы города Томска №55 от 21.12.2010 "О новой редакции Положения "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Город Томск" предусмотрен возраст ребенка (детей) заявителя от 1 года 6 месяцев до 2 лет включительно. Софинансирование за счет средств областного бюджета не предусмотрено.
Кроме того, с сентября 2013 года введена новая мера социальной поддержки в помощь родителям, чьи дети посещают частные образовательные учреждения - это денежная выплата родителям (законным представителям) детей, посещающих частные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в целях возмещения затрат за присмотр и уход. Данная мера социальной поддержки также реализуется на условии софинансирования с Администрацией Томской области. Денежную выплату в 2013 году получили 98 человек, освоение денежных средств из средств бюджета муниципального образования "Город Томск" составило 442 500 рублей. В 2016 году количество получателей составило 1 511 человек.
Проблема дефицита мест дошкольного образования характерна не только для муниципального образования "Город Томск", но и в целом по Сибирскому Федеральному округу. В гистограмме 2 приведена динамика дефицита мест дошкольного образования по отдельным административным центрам Сибирского Федерального округа.
Гистограмма 2
Также с 2013 года предоставляется такая мера социальной поддержки как "Компенсации родителям (законным представителям) расходов на приобретение детского питания для детей первого и второго года жизни". На данную выплату из средств городского бюджета израсходовано 17 766 000,0 руб. Количество детей первого и второго года жизни, родители (законные представители) которых получили компенсацию расходов на приобретение детского питания, составило 1480 человек. В 2016 году количество получателей данной меры выросло на 40% и составило 2078 человек. Сумма выплаты из средств городского бюджет составила 24 945 000,0 рублей.