II. Анализ текущей ситуации
В современном обществе молодежная политика является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие граждан, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.
Эффективная реализация молодежной политики на территории муниципального образования возможна при четком взаимодействии городского сообщества и местной власти, а формирование гражданственности и патриотизма в молодежной среде, активной жизненной позиции возможно только при вовлечении молодежи в реализацию молодежной политики.
Данная муниципальная программа разработана в соответствии с задачей № 2 "Формирование патриотизма и активной жизненной позиции в молодежной среде", целевого вектора 1.3 "Гражданственность и городской патриотизм", направления 1 "Широкие возможности для самореализации горожан" Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года) (далее - Стратегия). Достижение обозначенного в Стратегии стратегического показателя "Участие молодых людей (14 - 30 лет) в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий, % от общей численности городского населения соответствующего возраста" будет обеспечено непосредственно в рамках настоящей муниципальной программы.
Достижение показателя цели будет обеспечено новым подходом к расходованию средств на молодежные проекты и объекты молодежной сферы: предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, а предоставление условий и возможностей для реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активного вовлечения в жизнь общества, обеспечение благоприятных условий для получения образования, трудоустройства и жизни в городе Томске. По окончании реализации муниципальной программы в 2020 году доля молодых людей (14 - 30 лет), принимающих участие в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий достигнет не менее 50 % (таблица 1).
Однако, стоит отметить, что с 2018 года отмечается существенное снижение количества молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия, что связано с тем, что в связи с созданием в 2017 году единого фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества, основной задачей которого является организация и проведение конкурсов среди некоммерческих неправительственных организаций (далее - НКО), реализующих социально значимые проекты, была реализована новая система распределения президентских грантов для НКО, направленная на большую прозрачность процедуры и повышение доступности государственной поддержки для НКО в регионах. Обновленный порядок предоставления президентских грантов, действующий с апреля 2017 года, позволил потенциальным участникам конкурса молодежных социальных проектов на предоставление муниципального гранта "Новая молодежная политика" в 2018 году дистанционно принять участие в конкурсе на предоставления президентских грантов, запрашивая суммы на реализацию проектов, значительно превышающие объем средств, предусмотренный муниципальной программой. Таким образом, снижение с 2018 года количества НКО, принимающих участие в конкурсе молодежных социальных проектов на предоставление муниципального гранта "Новая молодежная политика", привело к снижению значения показателя задачи 3. "Количество молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия" муниципальной программы.
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития на момент разработки муниципальной программы и ожидаемые результаты:
№ п/п | Наименование | Ед. измерения | 2011 | 2012 | 2013 | Значение на момент разработки муниципальной программы (2014 год) | Значение на момент завершения муниципальной программы (2020 год) |
1 | Участие молодых людей (14 - 30 лет) в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий, % от общей численности городского населения соответствующего возраста | % | - | - | - | 41 | Не менее 50 |
2 | Участие молодых людей (10 - 35 лет) в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий, % от общей численности городского населения соответствующего возраста | % | - | - | - | - | 50 |
3 | Количество молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия | ед. | 167 | - | - | 111 | 99 |
Основные стратегические показатели в сфере молодежной политики в срезе городов Сибирского федерального округа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование муниципального образования | Отдельные показатели в сфере молодежной политики. | |||||
Участие молодых людей (14 - 30 лет) в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий, % от общей численности городского населения соответствующего возраста | Количество молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия, ед | |||||
2014 | 2015 | 2017 | 2014 | 2015 | 2017 | |
г. Томск | 41 | 40 | - | 111 | 111 | 95 |
г. Кемерово | - | 70,3 | 72,8 | - | - | - |
г. Красноярск | - | 32 | 32,5 | - | - | 109 |
Данные статистики говорят о том, что по удельному весу в населении молодежи в Сибирском федеральном округе заметно выделяется Томская область (более 28%) и Город Томск в частности, это превышает общероссийский показатель, равный 24,5%. Город Томск - это еще один из крупнейших центров высшего образования наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Это служит стимулом для проведения в городе Томске более грамотной политики в отношении учащейся молодежи, требует проведения большего количества мероприятий, ориентированных на студентов. Кроме того, необходимо учитывать фактор наличия в городе Томске большого количества иногородних студентов, составляющих не менее 70% от общего числа студентов, обучающихся в томских вузах. По состоянию на 01.09.2012 общий набор на бюджетные места (на очную, заочную и вечернюю формы обучения) в томские вузы составил 7147 человек. Из них: томичей - 1552 человека (21,7%), из Томской области - 1733 человека, иногородних - 3862 человека. Всего в городе проживает свыше 80 тысяч студентов вузов и ссузов (очной и заочной форм обучения). Необходимо выстраивать взвешенную молодежную политику, основанную на принципах гражданской ответственности, воспитания патриотизма, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также в целях профилактики экстремизма и укрепления толерантности.
В настоящий момент Город Томск - стабильно развивающийся современный город с населением, в котором вторая по численности группа населения - это молодежь. Кратко можно выделить следующие проблемные вопросы, решение которых актуально для различных возрастных категорий молодежи:
I. Молодежь в возрасте от 10 до 18 лет.
Данная категория представлена в основной массе учащимися школ, учреждений начального профессионального образования, техникумов и студентами 1 курсов вузов. Учитывая тот факт, что данная категория молодежи основную часть времени занята образовательным процессом и, как правило, находится в зависимости от родителей и не идентифицирует себя как взрослую, самостоятельную личность, можно выделить проблемы, в решении которых она заинтересована:
- профессиональная ориентация и выбор дальнейшего профессионального обучения;
- организация досуга;
- возможность первого самостоятельного заработка;
- получение информации об имеющихся возможностях для самореализации, занятий спортом;
- наличие инфраструктурных объектов, необходимых для занятия экстремальными видами спорта, физической культурой и активными формами досуга;
- психологические проблемы социализации и становления личности, самоутверждения и формирования авторитета в своем окружении, становление ценностных приоритетов.
Ответственными за социализацию молодежи на данном этапе выступают семья и образовательные учреждения. Единой системы, объединенной общей идеей воспитания подрастающего поколения как социально активных и ответственных членов общества, на общегосударственном уровне в настоящее время не имеется.