Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 19.09.2014 №938 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования "Город Томск" "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015-2020 годы

Приложение 2 к постановлению
администрации Города Томска
от 20.09.2018 № 846

II. Общая характеристика муниципальной программы


Муниципальная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015 - 2025 годы сформирована исходя из приоритетов социально-экономического развития Томской области и муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск), определенных в стратегических документах регионального и муниципального уровней.

Так, Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года в рамках цели "Реализация модели интенсивного развития, включая развитие высокотехнологичных производств на основе потенциала научно-образовательного комплекса, создание условий для инвестиций, развитие предпринимательства" определены задачи "обеспечить развитие промышленности и предпринимательства в Томской области" и "повысить научно-образовательную и научно-практическую отдачу сектора образования, исследований и разработок, обеспечить развитие высокотехнологичных кластеров и инновационной инфраструктуры".

Среди основных направлений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года определен рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики. Целевыми векторами данного направления являются благоприятные условия для деловой и социальной инициативы, экономическое развитие Города Томска как центра инновационной экономики.

По состоянию на 01.01.2018 на территории Города Томска было зарегистрировано

24 308 организаций и 14 614 индивидуальных предпринимателей. Согласно оперативным статистическим данным, экономический оборот по полному кругу предприятий в 2017 году составил 722,8 млрд. руб., что на 83,3 млрд. руб., или на 13% выше показателя 2016 года.

Оборот томских крупных и средних предприятий в 2017 году составил 414,2 млрд. руб. и увеличился на 41,0 млрд. руб., или на 11,0% в сравнении с показателем 2016 года. Оборот малых и микро- предприятий в 2017 году, по оценке, составил 308,6 млрд. руб., что на 42,3 млрд. руб. или на 15,9% больше в сравнении с 2016 годом.

Около 32% от оборота крупных и средних томских предприятий (131,3 млрд. руб.) обеспечены промышленным сектором. В 2017 году, согласно оперативным статистическим данным, крупными и средними предприятиями Города Томска произведено промышленной продукции на 117 044,6 млн. руб. (196,8 тыс. руб. в расчете на 1 жителя). В натуральных показателях прирост промышленного производства составил 3,7%, в действующих ценах - 13,2% (с учетом роста цен производителей в среднем на 9,2% к уровню 2016 года).

Согласно оперативным данным, объем инвестиций в основной капитал всех хозяйствующих субъектов Города Томска в 2017 году составил 42,9 млрд. руб., что на 1,9 млрд. руб., или на 4,6%, больше показателя 2016 года в действующих ценах. В расчете на 1 жителя объем инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 72,2 тыс. руб.

На территории Города Томска функционирует более 6 тысяч объектов потребительского рынка. В их структуре основную долю занимают 3 812 предприятий торговли на 01.01.2018. Развитие инфраструктуры потребительского рынка положительно влияет на объем розничного товарооборота, который в 2017 году составил 114,7 млрд. руб. и на 4,5% превысил показатель 2016 года (в действующих ценах). Оборот общественного питания в Городе Томске в 2017 году составил 2 447,7 млн. руб., что на 90,2 млн. руб. (на 3,8%) больше уровня 2016 года.

Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития Города Томска, в сферах реализации муниципальной программы существует ряд нерешенных проблем, которые являются препятствием для достижения стратегических целей и задач:

1. Усиливающаяся конкуренция на внутреннем и внешних рынках (в том числе из стран - участниц Таможенного союза и стран ВТО). Высокий уровень издержек, связанных с продвижением продукции предпринимательства на внутренний, межрегиональный и международный рынки.

2. Проблема размещения производственной недвижимости как основной сдерживающий фактор для развития промышленности, некомпактная промышленная застройка (промышленные площадки разрозненны и зачастую непосредственно соседствуют с жилой застройкой).

3. Недостаточно сформированный спрос и рынок для инновационной продукции (работ, услуг), в том числе на муниципальном уровне, неотлаженный механизм формирования планов государственных и муниципальных закупок с инновационной составляющей; перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб использованию собственной инновационной продукции.

4. Малая доля инновационно активных малых предприятий в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Малая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих технологические инновации.

Указанные проблемы, а также анализ состояния и перспектив развития Города Томска определили цель, задачи и структуру муниципальной программы, состоящей из следующих подпрограмм:

1) подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства";

2) подпрограмма "Развитие инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства";

3) подпрограмма "Обеспечение реализации эффективной экономической политики".

Программно-целевой метод планирования деятельности, являющийся эффективным механизмом решения вышеуказанных проблем, предусматривает четкое определение целей и задач, выбор перечня скоординированных мероприятий муниципальной программы, реализация которых будет способствовать:

1. Увеличению вклада предпринимательства в экономику Города Томска и Томской области: созданию рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы.

2. Обеспечению положительных эффектов за счет высокой плотности промышленного производства, взаимодействия между предприятиями, эффекта масштаба и "кластерных" эффектов.

3. Формированию спроса на инновационную продукцию, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.

4. Увеличению числа инновационных предприятий, росту количества малых инновационных предприятий, продукция которых может быть использована для решения актуальных проблем городского хозяйства.

5. Повышению инвестиционной и инновационной открытости Города Томска, формированию позитивного имиджа города как центра инноваций.

В ближайшем прогнозируемом периоде до 2025 года сохранится положительная динамика развития сферы предпринимательства и инновационной деятельности. Мероприятия муниципальной программы направлены на оказание финансовой, информационной, методической и образовательной поддержки. Реализация мероприятий муниципальной программы будет способствовать увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, росту объемов налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, созданию и сохранению рабочих мест субъектов малого и среднего предпринимательства, модернизации производства томских предприятий за счет приобретения нового оборудования, новых технологий, программных средств и использования иных видов подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг.

По окончании реализации муниципальной программы в 2025 году увеличение экономического оборота к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составит "+59,5%"; инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс. руб./чел./рост к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составят "118/+21,1%"; объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с территории Города Томска составит 2633 млн руб.; доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг достигнет 36,1 %.

В рамках муниципальной программы до 31.12.2017 запланирована реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение реализации эффективной экономической политики" с общим объемом финансирования (потребность) в 2015 - 2017 годах 2552 тысячи руб., в том числе 2164 тысячи руб. в 2015 году; 174 тысячи руб. в 2016 году и 214 тысяч руб. в 2017 году.