В настоящее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации уделяется большое внимание мерам по повышению эффективности противодействия коррупции в системе органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организациях. Главными целями последовательного развития нормативной базы в сфере профилактики коррупционных правонарушений являются:
совершенствование государственного и муниципального управления;
социальное и экономическое развитие государства;
повышение активности участия в антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества;
повышение и укрепление уровня доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, устанавливающая механизмы решения задач, стоящих перед субъектами антикоррупционной деятельности. Наряду с контролем при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решением кадровых вопросов, вопросов унификации правовых актов путем их оперативного приведения в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции в стратегии акцентирована необходимость обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации, а также активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.
Начиная с 2009 года во исполнение Национального плана противодействия коррупции (далее - Национальный план), утверждаемого Президентом Российской Федерации каждые два года, на региональном уровне принимается План противодействия коррупции в исполнительных органах Томской области, целью которого является поэтапное решение задач, обозначенных как в Национальном плане, так и в Национальной стратегии противодействия коррупции.
На сегодняшний день в целях реализации региональной антикоррупционной политики сформирована соответствующая нормативная правовая база, полностью отвечающая требованиям федерального законодательства.
Основу антикоррупционного правового регулирования Томской области составляют 22 правовых акта, из них 6 законов Томской области, 12 иных нормативных правовых актов, 4 распорядительных акта Губернатора Томской области.
На уровне муниципальных образований Томской области также разрабатываются и принимаются правовые акты, закрепляющие антикоррупционные стандарты и регулирующие правоотношения в сфере противодействия коррупции. Однако зачастую ввиду отсутствия в федеральных актах четкого регулирования порядка закрепления на уровне органов местного самоуправления тех или иных норм, а также должного механизма контроля за принятием органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области правовых актов возникает проблема, связанная с принятием органами местного самоуправления правовых актов, не в полной мере соответствующих требованиям федерального законодательства.
Но несмотря на принимаемые государственными органами Томской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области организационные меры по противодействию коррупции анализ состояния правопорядка в регионе показывает, что нарушения антикоррупционного законодательства продолжают носить довольно распространенный характер.
В период 2014 - 2017 годов по данным государственного статистического учета на территории Томской области зарегистрировано 978 преступлений коррупционной направленности (2014 г. - 258, 2015 г. - 258, 2016 г. - 228, 2017 г. - 234), из них выявлено сотрудниками УМВД России по Томской области - 892, УФСБ России по Томской области - 54, УФСИН России по Томской области - 9, УФССП России по Томской области - 9, прокурором - 14.
По результатам рассмотрения уголовных дел анализируемой категории в 2017 году вынесены обвинительные приговоры в отношении 59 лиц, в том числе осуждены по:
части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) - 8 лиц (5 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, 1 сотрудник муниципального учреждения, 2 сотрудника банковской организации);
части 4 статьи 159 УК РФ - 5 лиц (1 муниципальный служащий, 1 сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения, 1 директор областного казенного учреждения, 2 лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации);
части 3 статьи 160 УК РФ - 14 лиц (1 сотрудник департамента Администрации Томской области, 1 руководитель областного учреждения здравоохранения, 1 директор муниципального казенного учреждения, 1 директор образовательного учреждения, 4 начальника отделений почтовой связи, 5 лиц, выполняющих управленческие функции в некоммерческой организации, 1 сотрудник коммерческой организации);
части 4 статьи 160 УК РФ - 5 лиц (1 лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, 3 сотрудника коммерческой организации, 1 лицо, выполняющее управленческие функции в некоммерческой организации);
части 1 статьи 201 УК РФ - 2 лица (директор муниципального унитарного предприятия, лицо, выполняющее управленческие функции в некоммерческой организации);
части 3 статьи 204 УК РФ - 1 лицо (сотрудник банковской организации);
части 7 статьи 204 УК РФ - 1 лицо (выполняющее управленческие функции в коммерческой организации);
части 1 статьи 285 УК РФ - 2 лица (инспектора дорожно-патрульной службы);
части 2 статьи 285 УК РФ - 1 лицо (глава муниципального образования);
части 2 статьи 286 УК РФ - 1 лицо (глава муниципального образования);
части 2 статьи 290 УК РФ - 1 лицо (сотрудник УФСИН);
части 3 статьи 290 УК РФ - 4 лица (2 инспектора ДПС, 1 сотрудник образовательного учреждения, 1 сотрудник областного учреждения лесопользования);
части 5 статьи 290 УК РФ - 3 лица (сотрудник ФНС, начальник УЭБиПК УМВД, сотрудник образовательного учреждения);
части 1 статьи 291 УК РФ - 1 лицо;
части 3 статьи 291 УК РФ - 2 лица;