Подпрограмма "Старшее поколение"
I. Паспорт подпрограммы
"Старшее поколение"
Куратор подпрограммы | Заместитель Мэра Города Томска по социальной политике | ||||||||||||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы | Управление социальной политики администрации Города Томска | ||||||||||||||||
Соисполнители | Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска, администрация Советского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска, администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Кировского района Города Томска, департамент образования администрации Города Томска, управление культуры администрации Города Томска, управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска. | ||||||||||||||||
Участники | Муниципальные бюджетные и автономные учреждения Города Томска, некоммерческие организации (по согласованию) | ||||||||||||||||
Цель подпрограммы | Цель: Повышение уровня жизни граждан старшего поколения | ||||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы, |
| 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | ||||||
Цель Повышение уровня жизни граждан старшего поколения | |||||||||||||||||
1. Доля граждан старшего поколения, охваченных мерами материальной поддержки, от общей численности граждан старшего поколения, проживающих на территории МО "Город Томск", % | 5 | 5,6 | 5 | 5 | 4,9 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
Показатели задач подпрограммы, единицы измерения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||||||
в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | в соответствии с потребностью | в соответствии с утвержденным финансированием | ||||||
Задача 1. Оказание помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, в том числе одиноких престарелых граждан, престарелых супружеских пар. | |||||||||||||||||
Показатель: Количество граждан старшего поколения, охваченных мерами материальной поддержки, чел. | 5256 | 6035 | 5370 | 5450 | 5350 | 4548 | 4499 | 4418 | 4369 | 4419 | 4370 | 4419 | |||||
Задача 2. Содействие активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала. | |||||||||||||||||
Показатель: Количество граждан старшего поколения, охваченных мерами по созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, чел. | 30766 | 30127 | 26648 | 24100 | 20620 | 22930 | 17470 | 22430 | 17770 | 22430 | 17770 | 22430 |
Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) | Годы: | Всего по источникам | местный бюджет | федеральный бюджет | областной бюджет | внебюджетные источники | |||||
потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | утверждено | потребность | план | ||
2015 год | 73885,9 | 54030,9 | 68185,9 | 48330,9 | 5700,0 | 5700,0 | |||||
2016 год | 53500,2 | 50848,4 | 47800,2 | 45148,4 | 5700,0 | 5700,0 | |||||
2017 год | 54239,2 | 51526,7 | 48539,2 | 46626,7 | 5700,0 | 4900,0 | |||||
2018 год | 53481,5 | 48955,9 | 47781,5 | 44655,9 | 5700,0 | 4300,0 | |||||
2019 год | 53481,5 | 48755,9 | 47781,5 | 44655,9 | 5700,0 | 4100,0 | |||||
2020 год | 52795,5 | 47095,5 | 5700,0 | ||||||||
Итого | 341383,8 | 254117,8 | 307183,8 | 229417,8 | 34200,0 | 24700,0 | |||||
Сроки реализации подпрограммы | 2015 - 2020 гг. | ||||||||||
Укрупненный перечень мероприятий. | 1) Оказание помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, в том числе одиноких престарелых граждан, престарелых супружеских пар. 2) Содействие активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала. | ||||||||||
Организация управления подпрограммой и контроль за её реализацией: | |||||||||||
- управление подпрограммой осуществляет | Управление социальной политики администрации Города Томска | ||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют | Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска, администрация Советского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска, администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Кировского района Города Томска, департамент образования администрации Города Томска, управление культуры администрации Города Томска, управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска. |
II. Анализ текущей ситуации
Старение населения - объективный общемировой процесс. В муниципальном образовании "Город Томск" (далее - Город Томск) более 100 тысяч жителей пенсионного возраста. Основным источником доходов большинства пожилых граждан является пенсия.
По информации государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Томске Томской области средний размер пенсии по региону на 01.10.2016 года составил 13623,76 рубля при прожиточном минимуме на душу населения в VI квартале 2016 г. - 10859,0 рублей (пенсионеры - 8670,0 рублей).
Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост оплаты за жилье и коммунальные услуги не позволяют пожилым людям производить жизненно необходимые приобретения, в том числе лекарственные препараты и лечение. Это практически невозможно для одиноких пенсионеров, которых в городе около 14 тысяч человек.
Таблица 1
Назначение оказанной адресной единовременной материальной помощи в 2016 г.
Виды помощи | Количество человек | Сумма | % данного вида помощи | |||
Зубопротезирование | 1429 | 4 426 782,53 | 67,5 | |||
Лечение, приобретение медицинских приборов, дорогостоящие операции | 347 | 1 499 508,3 | 16,4 | |||
Приобретение бытовой техники | 94 | 562 640,23 | 4,4 | |||
Ремонт жилья, погашение задолженностей за ЖКУ и телефон | 145 | 892 342,22 | 6,9 | |||
Другие виды помощи (вынужденные поездки, похороны, памятники, продукты питания, приобретение одежды и др.) | 102 | 591 679,73 | 4,8 | |||
ИТОГО | 2117 | 7 972 953,0 | 100,00 |
Основная целевая аудитория настоящей подпрограммы включает в себя граждан старшего поколения (мужчина, достигший возраста 60 лет, женщина, достигшая возраста 55 лет), а также граждан, имеющих удостоверение "Ветеран боевых действий".
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
В 2016 году в управление социальной политики администрации Города Томска поступило и рассмотрено 2118 обращений и заявлений граждан старшего поколения по вопросам социальной поддержки. Материальная помощь оказана 2117 пенсионерам. Материальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывалась гражданам в основном на лечение (операции, дорогостоящие лекарства) и улучшение жилищно-бытовых условий (ремонт, бытовая техника, мебель).
Ежегодный анализ обращений свидетельствует о повышении качества жизни пенсионеров. Так, например, в предыдущие годы граждане обращались за материальной помощью на приобретение одежды и продуктов питания. В настоящее время граждане более нуждаются в оказании материальной помощи на дорогостоящие лекарства, лечение, зубопротезирование и текущий ремонт и приобретение бытовой техники.
Стоит отметить также, что за годы реализации программы "Старшее поколение" стали более востребованы культурно-массовые мероприятия, что свидетельствует об активной жизненной позиции граждан пожилого возраста.
Таблица 2
Основные мероприятия муниципальной программы "Старшее поколение"
| Текущий | Капитальный | Установка | Установка | Материальная | |||||
кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма |
| сумма | |
2004 | 100 | 1200,0 | 11 | 1412,3 | 260 | 1506,9 | 15 | 100,0 | 160 | 400,0 |
2005 | 64 | 1300,0 | 17 | 699,4 | 336 | 1890,4 | 26 | 96,6 | 175 | 600,0 |
2006 | 125 | 2999,7 | 20 | 2700,6 | 429 | 2879,7 | 24 | 136,8 | 239 | 700,0 |
2007 | 120 | 5900,0 | 21 | 2544,0 | 529 | 3902,0 | 40 | 151,0 | 871 | 2671,0 |
2008 | 103 | 5080,0 | 21 | 2926,0 | 452 | 3450,0 | 43 | 150,0 | 815 | 2376,0 |
2009 | 152 | 6907,02 | - | - | 446 | 4000,0 | 56 | 135,64 | 1060 | 3200,0 |
2010 | План 131 | 8000,0 | - | - | 472 | 4550,0 | 62 | 150,0 | 1250 | 3800,0 |
2011 | 371 | 16931,6 | - | - | 977 | 9239,01 | - | - | 1419 | 6962,0 |
2012 | 227 | 11376,5 | - | - | 420 | 4134,4 | - | - | 1491 | 7100,0 |
2013 | 243 | 10322,5 | - | - | 639 | 4483,7 | - | - | 1156 | 3534,0 |
2014 | 274 | 10137,0 | - | - | 641 | 4497,0 | - | - | 1569 | 4333,9 |
2015 | 229 | 10104,9 | - | - | 642 | 4483,9 | - | - | 1900 | 6543,2 |
2016 | 220 | 10091,6 | - | - | 642 | 4494,0 | - | - | 2118 | 7972,9 |
Средства на ремонт жилья распределяются из расчета не более 50 000 руб. на ремонт одной квартиры.
Дополнительно, за счет межбюджетных трансфертов, удалось увеличить количество отремонтированных квартир ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее по тексту - ветераны ВОВ) на 164 квартиры.
Кроме того, многие люди старшего поколения в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.