Аналитическое приложение № 10
к государственной программе "Развитие транспортной системы в Томской области"
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры
Томской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического
развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги"
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Томской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги" (далее - Программа) разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры крупнейших городских агломераций в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги", утвержденными Минтрансом России от 13.10.2016 № МС-33/1111, во исполнение поручения Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21.09.2016 № 2).
При разработке Программы были учтены следующие стратегические документы Томской области: Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденная постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580, Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра "ИНО Томск" (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 22-р).
Концепцией создания в Томской области инновационного территориального центра "ИНО Томск" (далее - Концепция) предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение качества жизни населения и устранение системных ограничений развития транспортной инфраструктуры Томской области, создающих риски недостижения запланированных целей социально-экономического развития региона. В рамках направления "Умный и удобный город" в Концепции предусматривается решение задач по технологическому оснащению городской среды и улучшению транспортной инфраструктуры.
Основой реализации проекта "ИНО Томск" является развитие высокотехнологичных производств через инновационные и промышленные кластеры, большая часть которых сконцентрирована в границах Томской агломерации.
Кроме того, ведется работа по созданию в ЗАТО Северск территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР), в границах которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности. Концепция по созданию ТОР предусматривает реализацию 18 проектов, что позволит резидентам привлечь свыше 29 млрд. рублей инвестиций и создать 2,3 тысячи рабочих мест.
Реализация Программы позволит обеспечить потребности высокотехнологичных кластеров региона и ТОР в устойчивых транспортных связях в границах Томской агломерации и повысить инвестиционную активность компаний - участников кластеров и резидентов ТОР.
Для целей Программы используются следующие термины и определения:
"Городская агломерация" - образуемая крупнейшим городским округом - "ядром агломерации" и муниципальными образованиями - "спутниками" многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, c наличием "маятниковой" трудовой миграции населения в пределах одних суток;
"Дорожная сеть городской агломерации" - совокупность расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения (в соответствии со Сводом правил "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89"), а также следующие объекты улично-дорожной сети:
- магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;
- магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;
- улицы и дороги местного значения (наиболее загруженные): улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
В состав Томской агломерации входят автомобильные дороги и объекты улично-дорожной сети (далее - УДС) в границах муниципальных образований "Город Томск" - "ядро агломерации", ЗАТО Северск, Томский район, определенных Схемой Томской агломерации в составе Схемы территориального планирования Томской области, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 08.07.2011 № 204а.
Программа разработана Администрацией Томской области с привлечением органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Томской агломерации, ФКУ "ФУАД "Сибирь", ОГКУ "Томскавтодор" по согласованию с Управлением ГИБДД УМВД России по Томской области и Сибирским филиалом ФАУ "РОСДОРНИИ".
Сведения о состоянии автомобильных дорог и объектов улично-дорожной сети в Программе приведены на основе имеющихся результатов диагностики автомобильных дорог и улиц, региональных программ социально-экономического развития, территориально-планировочных схем, а также результатов обследований, выполненных Сибирским филиалом ФАУ "РОСДОРНИИ" в целях экспресс-оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, уровня безопасности дорожного движения и условий движения транспортных потоков.
1. Паспорт Программы
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Томской агломерации в рамках приоритетного направления
стратегического развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги"
1. Основные положения | ||||||||||
Наименование направления | Приоритетное направление стратегического развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги" | |||||||||
Наименование городской агломерации | Томская агломерация | Срок начала и окончания Программы | 01.01.2017 - 31.12.2025 | |||||||
Куратор Программы | Губернатор Томской области Жвачкин Сергей Анатольевич | |||||||||
Старшее должностное лицо (СДЛ) | Заместитель Губернатора Томской области по промышленной политике Шатурный Игорь Николаевич | |||||||||
Функциональный заказчик | Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, начальник Департамента Белоусов Константин Александрович | |||||||||
Руководитель Программы | Начальник Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Белоусов Константин Александрович | |||||||||
Ключевые участники Программы | Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство (ФКУ "Сибуправтодор"), Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, Департамент архитектуры и строительства Томской области, Комитет общественной безопасности Администрации Томской области, ОГКУ "Томскавтодор", муниципальные образования "Город Томск", "ЗАТО Северск", "Томский район"* | |||||||||
* Органы и организации, не являющиеся исполнительными органами государственной власти Томской области, привлекаются к реализации настоящей Программы по согласованию. 2. Содержание Программы | ||||||||||
Цели Программы | Приведение с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" в нормативное состояние дорожной сети Томской агломерации (в 2018 г. - не менее 50% протяженности дорожной сети, в 2025 г. - 85%) и снижение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в 2018 г. (относительно уровня 2016 г.) на 50%, в 2025 г. - на 85% | |||||||||
Показатели Программы и их значения по годам | Показатель | Тип показателя | Базо-вое значе-ние* | Период, год | ||||||
2017 | 2018 | 2019 | 2025** | |||||||
1. Доля протяженности дорог Томской агломерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, % | Основной | 36,6 | 46,9 | 57,4 | 58 | 85 | ||||
2. Снижение числа мест концентрации ДТП на дорогах Томской агломерации, % | Основной | 100 | 67 | 47 | 45 | 15 | ||||
3. Доля протяженности дорог Томской агломерации, работающих в режиме перегрузки в час пик, % | Показатель второго уровня | 14,7 | 14,0 | 13,4 | 13,1 | 11,5 | ||||
4. Доля граждан, отметивших улучшение ситуации на дорожной сети Томской агломерации (в части состояния дорожной сети и уровня безопасности дорожного движения), % | Показатель второго уровня | 0 | 20 | 40 | 50 | 65 | ||||
* Базовое значение показателя на отчетную дату. ** Указывается год получения стратегических результатов Программы. | ||||||||||
Результаты Программы | 1. За счет проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" приведено в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние по показателям ровности и наличия дефектов 85% дорожной сети в Томской агломерации. 2. В рамках проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, объектов улично-дорожной сети и иных объектов, работ по организации дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения, в том числе за счет оборудования участков дорожной сети средствами освещения, искусственными неровностями для ограничения скоростного режима, оборудования перекрестков и наземных пешеходных переходов средствами освещения и светофорного регулирования, оснащения наземных пешеходных переходов и мест остановок общественного транспорта защитным и информационным оборудованием, введения ограничений скоростного режима количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (1) на дорожной сети Томской агломерации снижено до 15% от уровня 2016 г. | |||||||||
Описание модели функционирования результатов Программы | Собрана и обобщена информация о состоянии дорожной сети Томской агломерации, в том числе об участках дорожной сети, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. На основании этих данных разработана и утверждена Программа. _________________________ (1) В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" место концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасный участок дороги) - участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Под термином "Городская агломерация" понимается образуемая городским округом "Томск" - "ядром агломерации" и муниципальными образованиями "ЗАТО Северск", "Томский район" - "спутниками" многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, с наличием "маятниковой" трудовой миграции населения в пределах одних суток. Под термином "Дорожная сеть городской агломерации" понимается совокупность расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующие объекты улично-дорожной сети (2): _________________________ (2) Согласно Своду правил "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89". - магистральные дороги скоростного и регулируемого движения; - магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения; - улицы и дороги местного значения (наиболее загруженные): улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах). Программа разрабатывается и реализуется Администрацией Томской области совместно с федеральными органами исполнительной власти, администрациями муниципальных образований, владельцами автомобильных дорог. Программа предусматривает консолидацию ресурсов за счет всех возможных источников (федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы и т.д.) на решение поставленных приоритетных задач. Реализация Программы обеспечивает решение следующих приоритетных задач: - обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети Томской агломерации, в том числе в части сокращения количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети (в том числе за счет оборудования участков дорожными барьерными ограждениями, средствами освещения, искусственными неровностями для ограничения скоростного режима; оборудования перекрестков и наземных пешеходных переходов средствами освещения и светофорного регулирования; оснащения наземных пешеходных переходов и мест остановок общественного транспорта защитным и информационным оборудованием; введения ограничений скоростного режима и иных мероприятий); - приведение дорожной сети Томской агломерации в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние за счет проведения соответствующих дорожных работ; - устранение перегрузки дорожной сети Томской агломерации, в том числе за счет переключения перевозок грузов на иные виды транспорта, перевозок пассажиров - на общественный транспорт, оптимизации транспортных потоков, повышения эффективности системы управления дорожным движением, перехода на современные модели развития транспортной инфраструктуры с использованием комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, синхронизации развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры; - повышение уровня удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети Томской агломерации. Реализация Программы осуществляется с учетом необходимости ее синхронизации с иными программами и мероприятиями в области градостроительной деятельности, развития транспортной инфраструктуры и (или) затрагивающими транспортную инфраструктуру на территории агломерации | |||||||||
3. Этапы и контрольные точки | ||||||||||
№ | Наименование | Тип (завершение этапа/контрольная точка) | Срок | |||||||
1. | Этап 1. Реализация некапиталоемких мероприятий, предусматривающих выполнение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и ремонту дорожной сети | 2017 - 2018 гг. | ||||||||
Контрольные точки этапа 1 описаны в разделе 3 "Этапы и контрольные точки" | ||||||||||
2. | Этап 2. Реализация капиталоемких мероприятий, связанных со строительством | 2019 - 2025 гг. | ||||||||
Контрольные точки этапа 2 описаны в разделе 3 "Этапы и контрольные точки" |
4. Бюджет Программы
Источники финансирования | Год реализации | ||||||||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | Всего | ||
Бюджетные источники, млн. руб. | Федеральный бюджет*(по согласованию) | 625,0 | 730,0 | 680,0** | 680,0** | 680,0** | 680,0** | 680,0** | 680,0** | 680,0** | 6 115,0 |
Бюджет Томской области | 345,9 | 412,0 | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 3 137,9 | |
Местный бюджет (по согласованию) | 370,9 | 323,3 | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 340,0** | 3 074,2 | |
Внебюджетные источники, млн. руб. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
1 341,8 | 1 463,3 | 1 360,0** | 1 360,0** | 1 360,0** | 1 360,0** | 1 360,0** | 1 360,0** | 1 360,0** | 12 327,1 | ||
* Без учета средств, необходимых для ремонта и развития автомобильных дорог федерального значения, входящих в Томскую агломерацию. |