Недействующий

Об утверждении бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2022 года (с изменениями на 6 февраля 2019 года)

5. Основные риски, влияющие на сбалансированность бюджета муниципального образования "Город Томск"


В сфере бюджетной политики риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от множества внешних и внутренних факторов. Внешним фактором риска зачастую является бюджетная политика Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень муниципалитетов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств муниципалитетов, изменения федерального и регионального законодательства, приводящие к выпадающим доходам бюджета. Данные меры могут повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на бюджет муниципального образования или сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и областного бюджетов. Кроме того, рост стоимости расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.

К числу основных внешних рисков относятся:

1) Сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации в целом. В случае длительности его влияния на социально-экономическое развитие страны, возможны негативные последствия и для социально-экономического развития города Томска, проявляющиеся, в частности, в сокращении доступности и увеличении стоимости кредитных ресурсов, оттоке инвестиций, снижении рентабельности соответствующих видов экономической деятельности.

Минимизация указанного риска в долгосрочном периоде возможна путем сохранения налоговых льгот, субсидировании затрат производителей на федеральном и областном уровне.

2) Изменение федерального и областного законодательства, влияющего на параметры бюджета муниципального образования, в частности:

- новации в межбюджетном регулировании;

- снижение нормативов отчислений от налогов и сборов;

- установление новых расходных обязательств;

- сокращение межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов.

Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и, впоследствии, в случае их уменьшения, ограничения роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.

К числу основных внутренних рисков относятся:

1) Снижение численности населения в трудоспособном возрасте.

Минимизация указанного риска должна быть выражена в проведении работы по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих налоги и взносы.

2) Большой объем социальных обязательств, в том числе связанных с реализацией мер, сформулированных в "майских" указах Президента Российской Федерации.

Меры поддержки, оказываемые государством, направлены на повышение социальных возможностей. В случае замедления темпов экономического развития существует риск увеличения числа нуждающихся в социальной поддержке и, соответственно, увеличения объема социальных расходов бюджета.

Минимизация риска должна осуществляться за счет принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала муниципального образования "Город Томск", качественного проведения системных реформ в отраслях социальной сферы, а также перехода к адресности оказания мер социальной поддержки.

3) Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.

Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста муниципального образования, поскольку в среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для его стимулирования.

Минимизация указанных рисков возможна путем реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, в том числе через построение эффективного сотрудничества и партнерских отношений власти, бизнеса и общества (муниципально-частное партнерство) по всем направлениям развития города.

Таким образом, в целях недопущения развития ситуации с бюджетом муниципального образования "Город Томск" в негативную сторону, основными мерами, направленными на минимизацию риска его несбалансированности будут являться:

- оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств;

- активное использование оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений;

- повышение адресности мер социальной поддержки нуждающихся категорий граждан;

- активное участие в привлечении средств федерального и областного бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации и Томской области;

- постоянная оценка расходных обязательств муниципального образования "Город Томск" в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.