По данным статистики, по состоянию на 1 января 2016 года на территории муниципального образования "Город Томск" проживало 592 800 человек, из них около 25% - это молодые люди в возрасте от 24 до 35 лет, т.е. наиболее экономически и социально активная часть населения. Для данной возрастной категории приоритетным является решение вопросов, связанных с поиском работы с достойной оплатой и решением жилищных проблем. Существующая в настоящее время тенденция заинтересованности молодых семей в получении каких-либо форм государственной поддержки в улучшении жилищных условий приводит к увеличению численности молодых семей, изъявляющих желание принять участие в действующих жилищных программах.
Стратегической целью развития Города Томска, определенной в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, является создание комфортной городской среды, одним из основных векторов достижения которой является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем.
Ключевыми задачами для достижения цели является развитие жилищного строительства, разнообразие форм жилой застройки, отвечающей предпочтениям и платежеспособности разных групп населения.
Официально на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях участия в действующих на территории муниципального образования "Город Томск" жилищных программах по состоянию на 01.01.2016 состояло 2668 молодых семей. В 2014 году эта цифра составляла 2196 семей, в 2013 - 2132. Ежемесячно порядка 25-30 молодых семей признаются нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в жилищных программах, действующих на территории муниципального образования "Город Томск". Получить социальную выплату на цели улучшения жилищных условий в 2017 году изъявили желание 1270 молодых семьи, в 2016 - 1422 семьи.
Высокий уровень заинтересованности молодых семей в получении государственной поддержки в решении жилищного вопроса обусловлен в первую очередь низкой степенью доступности жилья для молодых семей и схем ипотечного жилищного кредитования. Как правило, основная часть молодых семей приобретает свое первое жилье с привлечением кредитных средств. Действующие в банках программы ипотечного кредитования предусматривают в обязательном порядке наличие средств для оплаты первоначального взноса в размере не менее 10 - 15% от стоимости жилого помещения. Уровень доходов молодых семей зачастую позволяет осуществлять ежемесячные платежи по ипотечному кредиту, но не позволяет осуществлять в краткосрочной перспективе накопление и капитализацию средств в размере, необходимом для оплаты первоначального взноса. Возникает ситуация, когда молодые семьи имеют возможность оплачивать ипотечный кредит, но не могут его оформить, т.к. кредитные организации предоставляют ипотечные кредиты только при наличии денежных средств на оплату первоначального взноса.
Наличие Подпрограммы, позволяющей получить молодым семьям поддержку со стороны государства в решении одного из основных вопросов - приобретения жилья, станет основой стабильных условий жизни для наиболее активной части населения, обеспечит привлечение молодыми семьями собственных и кредитных средств на цели в приобретения жилых помещений (улучшения собственных жилищных условий), а также повлияет на демографическую ситуацию, повысит уровень качества жизни и поможет повысить авторитет муниципальной власти, поскольку долгий период ожидания молодыми семьями того момента, когда до них дойдет очередь на получение социальной выплаты, не всегда позитивно сказывается на имидже власти.
За период 2015 - 2016 годов на реализацию на территории муниципального образования "Город Томск федеральной Подпрограммы, предполагающей софинансирование за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, согласно заключенным соглашениям о предоставлении и распределении субсидии бюджету муниципального образования "Город Томск" Томской области на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья были предусмотрены денежные средства в следующих объемах:
за счет средств федерального бюджета - 34 101 783,31 рублей, в т.ч.: по соглашению 2015 года - 10 314068,31 руб., по соглашению 2016 года - 23 787 715 руб.;
за счет областного бюджета: 32 081 148,61, в т.ч.: по соглашению 2015 года - 8 706 314,61 руб., по соглашению 2016 года - 23 374 834 руб.;
за счет местного бюджета - 36 779 228,1 рублей, в т.ч.: по соглашению 2015 года - 10 041 517,1 руб., по соглашению 2016 года - 26737711 руб.
Таким образом, реализация муниципальной программы, предусматривающей софинансирование из областного и федерального бюджетов, позволили привлечь на каждый бюджетный рубль 1 рубля 80 копеек из федерального и областного бюджетов и порядка 238 000 000 рублей средств кредитных организаций.
В то же время сравнительный анализ, проведенный на основе объемов средств, поступивших из федерального бюджета на цели софинансирования мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" в 7 субъектах СФО за период 2014 - 2016 годов, показал, что Томская область и город Томск находятся среди "отстающих" по объемам средств, привлеченных из федерального и, соответственно, областного бюджета на цели оказания помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий:
N | Наименование субъекта Российской Федерации | Распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" (тыс. руб.) | ||
2014 год | 2015 год | 2016 год | ||
1 | Новосибирская область | 44 540,59 | не было финансирования | 87 371,64 |
2 | Алтайский край | 56 2599,73 | 67 333,1 | 75 785,9 |
3 | Красноярский край | 75 698,0 | 63 069,1 | 70 613,54 |
4 | Иркутская область | 87 479,98 | 59 566,99 | 58 083,47 |
5 | Томская область | 21 459,97 |
| 36 700,00 |
6 | Кемеровская область | 24 164,64 | 23 619,350 | 32 643,01 |
7 | Бурятия | 40 944,37 | 20 319,09 | нет финансирования |
В целях создания условий для оказания эффективной помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, повышения уровня привлекательности и комфортности городской среды для проживания и оказания действенной помощи молодым семьям была разработана настоящая Подпрограмма.
Необходимость создания устойчиво функционирующей системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
- является одной из приоритетных, ее решение позволит создать условия для принятия молодыми семьями активной жизненной позиции и избежать исключительно потребительского подхода к государству в решении жилищного вопроса;
- не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
- носит комплексный характер, и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Реализация мероприятий муниципальной подпрограммы позволит:
- привлечь денежные средства федерального и областного бюджетов, заемные средства кредитных организаций и собственные средства молодых семей на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей;
- создать условия для повышения уровня обеспеченности жилыми помещениями молодых семей;
- повысить привлекательность города для молодых семей и специалистов;
- укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;
- решить проблему омоложения кадров в учреждения социальной сферы города Томска;
- улучшить демографическую ситуацию в Городе Томске.
Риски, связанные с реализацией муниципальной подпрограммы в части предоставления социальных выплат молодым семьям на цели приобретения (строительство) жилого помещения, представляются минимальными, поскольку условия Подпрограммы предусматривают наличие софинансирования мероприятий муниципальной Подпрограммы за счет федерального и областного бюджетов или, при недостаточности средств федерального бюджета, за счет областного бюджета. Таким образом, при отсутствии средств для софинансирования мероприятий Подпрограммы из федерального и областного бюджетов повлечет за собой приостановку реализации Подпрограммы в определенном периоде времени.