Недействующий

О внесении изменения в постановление администрации Города Томска от 30.09.2014 № 984 “Об утверждении муниципальной программы “Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске” на 2014 - 2020 годы”

1. Маршрутная сеть

Маршрутная сеть общественного транспорта города Томска достаточно развита и позволяет жителям перемещаться по городу с минимумом пересадок. В настоящее время транспортное обслуживание населения муниципального образования «Город Томск» осуществляется по 33 автобусным, 8 троллейбусным и 5 трамвайным маршрутам. При этом маршрут трамвая № 5, маршрут троллейбуса № 5 временно не работают по причине недостаточного количества подвижного состава).

Вместе с тем существующие в городе регулярные маршруты муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта представляют из себя довольно беспорядочную совокупность «старых» традиционных маршрутов и «новых» - коммерческих.

«Старые» - это сложившиеся с советских времен маршруты, которые обеспечивали транспортные потребности населения города, исходя из потребности 30-летней давности.

«Новые» - это появившиеся достаточно стихийно за последние 15 - 20 лет маршруты, имеющие целью своего создания и функционирования исключительно причины коммерческого характера - часто без учета реальных потребностей пассажиров и без социальных обременений.

В результате «новые» маршруты зачастую дублируют «старые», особенно на прибыльных участках. Создается дисбаланс экономически обоснованных тарифов на разных маршрутах, что делает невозможным справедливый учет интересов всех перевозчиков при утверждении тарифов. Некоторые маршруты, в том числе маршруты городского электротранспорта, дублируются на 80 - 100%.

Дополнительные сложности в систему общественного транспорта г. Томска вносят пригородные маршруты, которые в силу областного законодательства Томской области были открыты без какого-либо согласования с муниципалитетом.

Так, схемы маршрутов троллейбусов №№ 1, 2, 3, 6 на 100% дублируются соответственно схемами маршрутов автобусов №№ 23, 5, 3, 16. На 60 - 90% несколькими автобусными маршрутами дублируется практически каждый троллейбусный маршрут.

Схема муниципального автобусного маршрута № 16, троллейбусного маршрута № 3 дублируется на 100% схемой межмуниципального пригородного автобусного маршрута №131. Схема муниципального автобусного маршрута № 10 дублируется на 100% схемой межмуниципального пригородного автобусного маршрута № 510. Схемы маршрутов автобусов № 7 и № 119; № 27 и №№ 29, 401; № 7 и №№ 17, 19; № 5 и № 16 на 60 - 80% дублируют друг друга на основных пассажирообразующих участках.

На сегодняшний день только 10 муниципальных автобусных маршрутов из 33 не имеют дублирования схемы другим маршрутом, превышающего 50%.

Подобная ситуация приводит к нездоровой конкуренции между частными перевозчиками, невыполнению графиков движения, превышению эксплуатационной скорости, опозданиям транспорта, эксплуатационным и экономическим потерям, снижению уровня безопасности и культуры пассажирских перевозок.

Кроме того, при всей развитости маршрутной сети остро стоит проблема транспортной доступности для жителей новых микрорайонов, появившихся в связи с активным жилищным строительством (мкр. Радужный, мкр. Подсолнухи, мкр. Зеленые Горки, мкр. Наука, д. Родионово, п. Заварзино, Левобережье, мкр. Залесье). Агломерация г. Томска, г. Северска, Томского района, их связь между собой не только по территориальному признаку, но и различным экономическим, социальным и культурным особенностям, изменение районов проживания населения и мест работы и учебы в течение последних 30 лет, значительный рост частного автомобильного транспорта на дорогах города - это объективные факторы, которые уже сейчас не позволяют решить проблему транспортной доступности только незначительными изменениями маршрутной сети.

Следует отметить, что при всеобщей автомобилизации с каждым годом снижается пассажиропоток. Об этом свидетельствуют данные о количестве перевезенных по регулярным маршрутам пассажиров, подаваемые представителями перевозчиков ежегодно для внесения в паспорта маршрутов. При этом количество автобусов не сокращается, что приводит к увеличению количества автобусов на маршрутах, а также времени работы с низкой рентабельностью.

По данным причинам перевозчики постоянно предлагают закрыть (изменить) нерентабельные маршруты либо требуют значительного повышения тарифов. Это также обусловлено высокой плотностью сети магистральных улиц, недостаточными транспортно-эксплуатационными характеристиками дорог, несбалансированностью маршрутов городского пассажирского транспорта.

Таким образом, оптимизация (совершенствование) маршрутной сети является важнейшим условием повышения качества пассажирских перевозок.

Решение указанной проблемы возможно только при проведении базисного обследования улично-дорожной сети и пассажиропотока для корректировки комплексных транспортных схем города и формирования научно обоснованных рекомендаций по оптимизации соотношения между муниципальным и коммерческим транспортом, обслуживающим г. Томск, г. Северск и Томский район, по совершенствованию работы перевозчиков на маршрутах, основанных на принципах логистики.

Для решения транспортной доступности активно застраиваемых районов (Зеленые Горки, Солнечный, Подсолнухи) необходимо в рамках программы предусмотреть организацию движения в новые микрорайоны одного из маршрутов горэлектротранспорта от Троллейбусного депо до микрорайона Подсолнухи, с перспективой соединения в районе пересечения ул. Иркутский тракт с ул. Беринга. В целях решения данной задачи целесообразно осуществление следующих мероприятий:

- проектирование и строительство линии контактной сети от Троллейбусного депо по ул. Балтийская - ул. Осенняя, ул. Клюева - ул. Обручева до мкр. Подсолнухи, протяженностью около 6,5 км;

- проектирование и строительство разворотного кольца и площадки отстоя транспортных средств на ул. Обручева;

- строительство диспетчерского пункта модульного типа с подключением к коммуникациям.

Для продления маршрута потребуется приобретение для ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» дополнительно около 10 единиц подвижного состава.