Действующий

О внесении изменения в постановление администрации Города Томска от 19.09.2014 №939 “Об утверждении муниципальной программы “Развитие городского сообщества” на 2015-2020 годы

II. Анализ текущей ситуации

Согласно Стратегии социально - экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года одним из направлений развития является: «Широкие возможности для самореализации горожан», где уделяется большое внимание развитию общественного самоуправления, эффективной межкультурной коммуникации и толерантности, а также в качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения о всех сферах жизни Города Томска и эффективное взаимодействие различных слоев городского сообщества с использованием электронных технологий. Сформированные ранее стратегические направления «Развитие городского сообщества» и «Внешнее позиционирование города» аккумулированы в этом направлении в ранге соответствующих задач. Цели и задачи муниципальной программы по развитию данного направления сформулированы в соответствии со стратегической  целью «Гражданственность и городской патриотизм» и стратегическими задачами:

- Развитие городского общественного самоуправления

- Эффективная межкультурная коммуникация и толерантность

- Открытое информационное пространство.

Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Одна из ключевых задач современного российского местного самоуправления - развитие у граждан навыков самостоятельного, под свою ответственность решения местных дел - дел, которые, в конечном счете, создают основу модернизации страны.

Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» прилагают усилия по равномерному укреплению всей системы местного самоуправления на соответствующей территории с учетом всех составных частей местного самоуправления в целом (муниципальное управление, муниципальная экономика и собственность, муниципальная инфраструктура, муниципальные кадры, местное население и местные сообщества, территория и т.д.). Поэтому все институты местного самоуправления в  Городе Томске должны получить всемерную и всестороннюю поддержку. Томск может стать городом, где в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, экспертными, просветительскими организациями местное самоуправление как общественное явление анализируется и исследуется со всех сторон, где апробируются все прогрессивные социальные технологии в сфере самоорганизации и самоуправления населения.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления. Основа местного самоуправления - местные сообщества. Под местным сообществом понимается совокупность граждан, живущих на определенной территории и ощущающих свою ответственность за состояние данной территории, готовых предпринимать какие-либо действия для ее развития. Роль органов местного самоуправление Города Томска в воспитании сопричастности человека к развитию своего города высока.

Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность некоммерческих объединений граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс РФ коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных некоммерческих объединений по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в Городе Томске связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений.

Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в Городе Томске органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают позитивных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в Городе Томске связано с критичным анализом и пересмотром всей практики взаимодействия городской власти с некоммерческими объединениями граждан по месту жительства, систематизацией и структурированием  данного института местного самоуправления в городе.  

В целях информирования населения о местном самоуправлении, повышения популярности идей местного самоуправления среди населения много лет подряд проводятся различные конференции, семинары и круглые столы по вопросам местного самоуправления, регулярно издается и распространяется томская городская газета «Общественное самоуправление» и другие информационные материалы по местному самоуправлению. Важно своевременно обеспечивать информирование населения о состоянии комплекса жизнеобеспечения города, социальном положении различных категорий граждан, перспективах развития Города Томска, о мерах, предпринимаемых администрацией по решению возникающих проблем, при этом важно, что информирование должно быть наиболее полным, достоверным, доходчивым, способствующим развитию стремления у томичей лично участвовать в реализации городских задач и программ.

Для обеспечения эффективного взаимодействия населения и органов местного самоуправления Города Томска сформированы и действуют Томская городская палата общественности, Координационный совет женщин при Мэре Города Томска, Совет старейшин Города Томска, Городской совет по территориальному общественному самоуправлению при Мэре Города Томска и др. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требует дальнейшей поддержки, совершенствования и развития.

Некоммерческие организации Города Томска играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии Города Томска, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории Города Томска, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,  экологические организации ведут работы по охране окружающей среды Города Томска и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.

Общественный сектор Города Томска по природе своей многообразен и, главное, активен. Томск имеет специфику молодого и активного города, который «переполнен» образовательным, информационным и творческим ресурсом. Люди здесь объединяются и умеют объединяться для решения самых разных проблем и задач.

Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития Города Томска задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления. Также важно выявлять и поддерживать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития Города Томска. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем Города Томска.  

В разработанной Программе предусмотрены  реализованные мероприятия  муниципальной программы «Развитие городского сообщества» на 2012-2014 года, которые носят системный характер и требуют дальнейшего развития, а также мероприятия по формированию информационной открытости городской власти, выстраивания диалога для обсуждения ключевых проблем и принятия решений.

Динамика стратегических показателей в сфере развития городского сообщества представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатель

2013



2014



2015



2016



2017



2018



2019



2020

Доля населения, принимающего участие в различных формах и структурах общественного  самоуправления (%)

42



43



45



46



46



50



53



55


Согласно Стратегии социально - экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года к 2020 году доля населения принимающего участие в различных  формах и структурах общественного самоуправления составит 55%, а к 2030 году 70%.  Количество мероприятий и проектов, реализованных с участием некоммерческого сектора будет увеличиваться, в том числе и с участием национально - культурных общественных объединений.

На начало 2012 года в городе осуществляли деятельность 12 ТОС, динамика создания территориального общественного самоуправления в Городе Томске на момент разработки муниципальной программы приведена в таблице 2:  

Таблица 2

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Количество ТОС

12

17

27

32

37

42

43

44

45


В современных условиях средства массовой информации являются мощным ресурсом обеспечения информирования населения по вопросам деятельности органов местного самоуправления в целях повышения эффективности участия граждан в процессе принятия решений, что определяет необходимость выработки целенаправленной информационной политики органами местного самоуправления, направленной на более широкое освещение своей деятельности. Данная необходимость вытекает также из высокого уровня политической грамотности населения, и, как следствие, возрастающих потребностей жителей города Томска в информации о деятельности администрации. То есть, осуществляя информационную стратегию, органы местного самоуправления выполняют исключительно важную социальную функцию - оперативно информировать населения о своей деятельности для удовлетворения его информационных потребностей, обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами местного самоуправления. В целях достоверного, своевременного и полного освещения событий и мероприятий в муниципальном образовании «Город Томск» разработано Положение о реализации единой информационной политики, утвержденное распоряжением администрации Города Томска от 23.07.2014 № р 742.

Программа «Развитие городского сообщества» на 2015-2020 годы позволит наиболее рационально и эффективно использовать информационные каналы, осуществлять комплексный и всесторонний подход к решению задач, стоящих перед местными органами власти в области создания открытого информационного пространства.

В соответствии с показателями Стратегии социально - экономического развития  муниципального образования «Город Томск» до 2030 года удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления составит не менее 60% от числа опрошенных.