Недействующий

Об утверждении государственной программы "Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях" (с изменениями на 8 мая 2019 года)


1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных
проблем в сфере общего образования и прогноз ее развития

Согласно демографическому прогнозу численность детей школьного возраста  в Томской области будет увеличиваться до 2028 года включительно, при этом число первоклассников, начинающих обучение, будет превышать число выпускников школ Томской области.

Общее увеличение числа детей школьного возраста в Томской области  за период 2016 - 2025 годов составит 31,4 тыс. чел. Это потребует значительных инвестиций в создание новых школьных мест. Причем если в части муниципальных образований Томской области к 2024 - 2025 годам численность школьников имеет тенденции к сокращению, то в городах Томск и Северск, где потребность в создании дополнительных мест максимально высокая, прирост численности школьников продолжится и в 2030 году (хотя и снизится его темп).

Исходя из имеющейся мощности (пропускной способности) действующих зданий школ Томской области (109 788 чел. для организации обучения в 1 смену)  к 2025 году ряд муниципальных образований Томской области столкнется с дефицитом ученических мест. При этом, несмотря на то, что не все ученические места сегодня используются в полном объеме (по предварительной оценке - 27444 места), они могут быть не востребованы и в ближайшей перспективе ввиду ожидаемой отрицательной демографической ситуации в ряде населенных пунктов (в отдаленных и небольших), включая миграцию населения в районные центры.

По данным на начало 2015/2016 учебного года из общей численности обучающихся Томской области (108468 чел.) в 1 смену занимается 75,9% - 82344 чел. (в том числе все учащиеся 1 и 9 - 11 (12) классов), во 2 смену 24,1% - 26124 чел.  (из них 14601 чел. - обучающиеся 2 - 4 классов), третья смена отсутствует. При этом во всех школах Томской области обучение учащихся 1, 9, 10 и 11 (12) классов уже организовано в 1 смену. В трех муниципальных образованиях Томской области все учащиеся школ обучаются в одну смену (Верхнекетский и Тегульдетский районы,  г. Кедровый).

В остальных муниципальных образованиях Томской области часть школ работает в две смены. Распределение по классам учащихся во вторую смену следующее: 2 класс - 32,3%, 3 класс - 27,3%, 4 класс - 18,9%, 5 класс - 1,9%, 6 класс - 9,2%, 7 класс - 7,3%, 8 класс - 3,2%. Самый высокий процент обучающихся во вторую смену - в г. Томске (38,8% или 20 282 чел.).

С учетом демографической оценки общая прогнозная потребность в Томской области до 2025 года по вводу новых мест составляет 46399 мест.

Исходя из текущей ситуации (16338 работников и 108468 обучающихся школ)  и прогнозной потребности в ученических местах только к 2020 году потребуется дополнительно ввести порядка 3350 штатных единиц персонала школ.

В настоящее время в Томской области на 2016 - 2025 годы государственной программой запланированы мероприятия по вводу 46 399 новых мест. В перечень указанных мероприятий входят в основном высокозатратные направления деятельности: новое строительство, пристрой к зданиям, реконструкция, приобретение зданий (помещений). Предполагается, что потребность в новых ученических местах будет ежегодно уточняться и обеспечиваться, в том числе за счет принятия ОМСУ дополнительных мер по:

возврату в систему общего образования зданий, используемых  не по назначению, аренде свободных зданий и помещений;

эффективному использованию имеющихся помещений (заполнению школ, имеющих на сегодняшний день недозагрузку, в соответствии с их пропускной способностью, а также с учетом исключения из требований санитарных норм положений о предельной норме наполняемости классов), а также помещений образовательных организаций разных типов, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, а также дошкольные образовательные организации;

организационным решениям, направленным на оптимизацию образовательного процесса.

1. На 1-м этапе:

Согласно демографическому прогнозу к 2020 году прирост численности детей школьного возраста составит 18029 чел., из них 9879 чел. - учащиеся 1 - 4 классов. Для обеспечения к 2020 году односменного режима обучения учащихся 2 - 4 классов, удержания односменного режима учащихся 1 и 9 - 11 (12) классов и не увеличения численности учащихся 5 - 8 классов, обучающихся во 2 смену, с учетом пропускной способности школ, требуется создание 22432 мест.

На первом этапе подпрограммой 2 планируется ввести 18767 мест, из них: 17 232 места - путем нового строительства, пристроя к зданиям, реконструкции, капитального ремонта; 330 мест - через возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, и приобретение зданий; 280 мест - за счет эффективного использования помещений школ и образовательных организаций иных типов; 925 мест - развивая негосударственный сектор образования.

2. На 2-м этапе:

Согласно демографическому прогнозу за период 2020 - 2025 годов прирост численности детей школьного возраста составит 13349 чел. Для обеспечения  к 2025 году односменного режима обучения учащихся 5 - 8 классов, удержания односменного режима обучающихся 1 - 4 и 9 - 11 (12) классов и обеспечения обучения всех обучающихся в зданиях школ с износом не более 50% потребуется создание 24 224 мест.

Для обеспечения указанной потребности на 2-м этапе в государственной программе предусмотрено создание 27 632 мест путем строительства, реконструкции  и пристроя к зданиям школ, эффективного использования помещений школ. Кроме этого, резервом для создания новых школьных мест на 2-м этапе может стать высвобождение дошкольных мест в связи с планируемым уменьшением с 2023 года числа детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Именно в этот период в Томской области появится возможность перепрофилирования части зданий детских садов  в начальные школы, так как потребность в новых школьных местах еще будет сохраняться.

На каждом этапе при планировании мероприятий по созданию новых ученических мест учитывается демографический фактор: места будут создаваться  в тот период и в тех населенных пунктах, когда и где имеется прирост числа детей школьного возраста.


Перечень показателей цели и задач подпрограммы 2 и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета  

(В редакции, введенной в действие с 16.02.2017 года постановлением Администрации Томской области от 14 февраля 2017 года № 47а, -
 см. предыдущую редакцию)



п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Пункт Федерального плана статистических работ

Периодичность сбора данных

Временные характеристики показателя

Алгоритм формирования (формула) расчета показателя

Метод сбора информации

Ответственный за сбор данных
по показателю

Дата получения фактического значения показателя

Показатели задачи 1 подпрограммы 2

1.

Число введенных лицензирован-ных ученических мест в частных общеобразова-тельных организациях

ед.

1 раз в год

Календар-ный год

К - общее количество введенных лицензиро-ванных ученических мест
в частных общеобразо-вательных организациях

Ведомствен-ная статистика

ДОО ТО

Февраль года, следую-щего за отчет-ным

Показатели задачи 2 подпрограммы 2

2.

Число введенных лицензирован-ных ученических мест путем проведения капитального ремонта зданий образовательных организаций, возврата
в систему образования зданий, эффективного использования площадей

ед.

1 раз в год

Календар-ный год

К = К1 + К2 +...., где:
К - общее количество созданных лицензиро-ванных ученических мест в государствен-ных (муниципаль-ных)
и частных общеобразо-вательных организациях;
К1, К2,.. - количество созданных лицензиро-ванных ученических мест путем создания мест в частных организациях общего образования, капитального ремонта зданий образова-тельных организаций, повышения эффектив-ности использования помещений образова-тельных организаций разных типов"

Ведомствен-ная статистика

ДОО ТО

Февраль года, следую-щего за отчет-ным";