Согласно демографическому прогнозу численность детей школьного возраста в Томской области будет увеличиваться до 2028 года включительно, при этом число первоклассников, начинающих обучение, будет превышать число выпускников школ Томской области.
Общее увеличение числа детей школьного возраста в Томской области за период 2016 - 2025 годов составит 31,4 тыс. чел. Это потребует значительных инвестиций в создание новых школьных мест. Причем если в части муниципальных образований Томской области к 2024 - 2025 годам численность школьников имеет тенденции к сокращению, то в городах Томск и Северск, где потребность в создании дополнительных мест максимально высокая, прирост численности школьников продолжится и в 2030 году (хотя и снизится его темп).
Исходя из имеющейся мощности (пропускной способности) действующих зданий школ Томской области (109 788 чел. для организации обучения в 1 смену) к 2025 году ряд муниципальных образований Томской области столкнется с дефицитом ученических мест. При этом, несмотря на то, что не все ученические места сегодня используются в полном объеме (по предварительной оценке - 27444 места), они могут быть не востребованы и в ближайшей перспективе ввиду ожидаемой отрицательной демографической ситуации в ряде населенных пунктов (в отдаленных и небольших), включая миграцию населения в районные центры.
По данным на начало 2015/2016 учебного года из общей численности обучающихся Томской области (108468 чел.) в 1 смену занимается 75,9% - 82344 чел. (в том числе все учащиеся 1 и 9 - 11(12) классов), во 2 смену 24,1% - 26124 чел. (из них 14601 чел. - обучающиеся 2 - 4 классов), третья смена отсутствует. При этом во всех школах Томской области обучение учащихся 1, 9, 10 и 11 (12) классов уже организовано в 1 смену. В трех муниципальных образованиях Томской области все учащиеся школ обучаются в одну смену (Верхнекетский и Тегульдетский районы, г. Кедровый).
В остальных муниципальных образованиях Томской области часть школ работает в две смены. Распределение по классам учащихся во вторую смену следующее: 2 класс - 32,3%, 3 класс - 27,3%, 4 класс - 18,9%, 5 класс - 1,9%, 6 класс - 9,2%, 7 класс - 7,3%, 8 класс - 3,2%. Самый высокий процент обучающихся во вторую смену - в г. Томске (38,8% или 20 282 чел.).
С учетом демографической оценки общая прогнозная потребность в Томской области до 2025 года по вводу новых мест составляет 49914 мест.
(абзац в редакции, введенной в действие с 01.02.2019 года постановлением Администрации Томской области от 30 января 2019 года № 34а, - см. предыдущую редакцию)
Исходя из текущей ситуации (16338 работников и 108468 обучающихся школ) и прогнозной потребности в ученических местах только к 2020 году потребуется дополнительно ввести порядка 3350 штатных единиц персонала школ.
Государственной программой запланированы мероприятия по вводу 49914 новых мест. В перечень указанных мероприятий входят в основном высокозатратные направления деятельности: новое строительство, пристрой к зданиям, реконструкция, приобретение зданий (помещений). Предполагается, что потребность в новых ученических местах будет ежегодно уточняться и обеспечиваться, в том числе за счет принятия ОМСУ дополнительных мер по:
(абзац в редакции, введенной в действие с 01.02.2019 года постановлением Администрации Томской области от 30 января 2019 года № 34а, - см. предыдущую редакцию)
возврату в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, аренде свободных зданий и помещений;
эффективному использованию имеющихся помещений (заполнению школ, имеющих на сегодняшний день недозагрузку, в соответствии с их пропускной способностью, а также с учетом исключения из требований санитарных норм положений о предельной норме наполняемости классов), а также помещений образовательных организаций разных типов, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, а также дошкольные образовательные организации;
организационным решениям, направленным на оптимизацию образовательного процесса.
Согласно демографическому прогнозу к 2020 году прирост численности детей школьного возраста составит 18029 чел., из них 9879 чел. - учащиеся 1 - 4 классов. Для обеспечения к 2020 году односменного режима обучения учащихся 2 - 4 классов, удержания односменного режима учащихся 1 и 9 - 11 (12) классов и неувеличения численности учащихся 5 - 8 классов, обучающихся во 2 смену, с учетом пропускной способности школ, требуется создание 22432 мест.
На первом этапе подпрограммой 1 планируется ввести 15786 мест, в том числе путем нового строительства, пристроя к зданиям, реконструкции, капитального ремонта; через возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, и приобретение зданий.
(абзац в редакции, введенной в действие с 16.10.2017 года постановлением Администрации Томской области от 12 октября 2017 года № 365а, - см. предыдущую редакцию)
Согласно демографическому прогнозу за период 2021 - 2025 годов прирост численности детей школьного возраста составит 13349 чел. Для обеспечения к 2025 году односменного режима обучения учащихся 5 - 8 классов, удержания односменного режима обучающихся 1 - 4 и 9 - 11 (12) классов и обеспечения обучения всех обучающихся в зданиях школ с износом не более 50% потребуется создание 34128 мест.
(абзац в редакции, введенной в действие с 01.02.2019 года постановлением Администрации Томской области от 30 января 2019 года № 34а, - см. предыдущую редакцию)
Для обеспечения указанной потребности на 2-м этапе в государственной подпрограмме предусмотрено создание 27 632 мест путем строительства, реконструкции и пристроя к зданиям школ, эффективного использования помещений школ. Кроме этого, резервом для создания новых школьных мест на 2-м этапе может стать высвобождение дошкольных мест в связи с планируемым уменьшением с 2023 года числа детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Именно в этот период в Томской области появится возможность перепрофилирования части зданий детских садов в начальные школы, так как потребность в новых школьных местах еще будет сохраняться.
На каждом этапе при планировании мероприятий по созданию новых ученических мест учитывается демографический фактор: места будут создаваться в тот период и в тех населенных пунктах, когда и где имеется прирост числа детей школьного возраста.