Тренды развития современных городов определяются не только исторической судьбой, экономическим профилем или архитектурным обликом, но и способностью получать синергетический эффект от соединения местных устоев с веяниями глобализации и федеральными инициативами.
Наиболее значимым для городского развития внешним фактором сегодня является мировой процесс глобализации, вызывающий следующие изменения в экономике и социальной сфере городов:
1. Человек - главный ориентир мирового развития:
• Ориентиры мирового развития смещаются с целей экономического роста на цели развития человека
• На смену понятия человека, как «придатка к машине» приходит понятие человека, как определяющего фактора экономического роста
• В новом понимании город - это прежде всего сообщество людей, обладающих уникальными человеческими и интеллектуальными качествами
• Конкуренция городов превращается в конкуренцию за таланты
2. Новая самоидентификация городов в глобальном мире:
• Глобализация требует нового осознания городами своего места в изменяющихся стране и мире
• За переосмыслением своего места в современном мире следует переоценка стратегических приоритетов и целей развития
• Конкуренция между городами за людей и инвестиции вышла за национальные рамки и стала глобальной
• Важную роль играет брендирование и позиционирование города, обеспечивающие его узнаваемость
3. Город - среда для реализации индивидуальных стратегий горожан:
• Новые ценности формируют запрос на новое качество городской среды и социальной инфраструктуры
• В конкуренции городов на первый план выходят не размеры города и его географическое расположение, а такие критерии, как комфорт, безопасность, культурная среда
• Ускоряется миграция населения в более благоприятные для проживания и работы города
• Требуется усиление консолидации горожан в решении вопросов улучшения городской среды
4. Глобализация требует широкомасштабного внедрения инноваций:
• После вступления России во Всемирную торговую организацию больше возможностей имеют города, включенные в систему международной кооперации и торговли
• Наиболее динамично развиваются города под брендом «Smart» (разумный), что означает широкое использование информационных технологий для увязки всех инфраструктурных подсистем (дороги, транспорт, энергетика, водоснабжение, связь) и тонкого управления ими в условиях меняющихся потребностей населения и бизнеса
• Бизнес размещается в местах концентрации лучшего человеческого потенциала и передовых технологий
Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики, повышения мобильности населения и сильной инерционности социально-демографических процессов обостряется глобальная конкуренция за обладание наиболее ценным современным ресурсом - человеческим.
В результате человек превращается в одну из ключевых целевых аудиторий, интересы и потребности которой должны учитываться при формировании пространственной политики городского развития.
Высокая конкуренция за человеческий капитал определяет повышенные требования к уровню жизни и качеству городской среды, которые должны в полной мере удовлетворять образовательные, научно-исследовательские, рекреационные, коммуникационные, информационные и другие потребности населения.
В связи с этим возрастает необходимость создания на городском уровне комфортной городской среды, обеспечивающей удобное проживание томичей и гостей Города Томска,
Необходимо учитывать, что в условиях повышения мобильности трудовых ресурсов население городов становится все более неоднородным. Различные группы населения, формирующие человеческий потенциал Города Томска, существенно различаются по уровню доходов, стилю жизни, предъявляют разные требования к организации городской среды, по-разному проявляют себя в общественной жизни.
В стратегической перспективе необходимо создать условия для развития потенциала различных групп населения, их бесконфликтного проживания, интеграции, взаимоподдержки, повышения общего квалификационного и культурного ценза для жителей Города Томска.