Для Томской области развитие инновационного сектора экономики является одним из главных векторов социально-экономического развития региона, что соответствует целевым ориентирам, заложенным в региональных документах стратегического планирования.
Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) определены среднесрочные цели приоритетные направления развития Томской области, в числе которых - инновационная и конкурентоспособная экономика. Среди основных направлений Стратегии развития города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года) определен рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики. Одним из ключевых векторов данного направления Стратегии развития города Томска до 2020 года является экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики.
В Томской области имеется уникальный комплекс факторов и конкурентных преимуществ, инновационный потенциал которого сформировал предпосылки для успешной реализации инновационной модели экономического развития. Интеллектуальный потенциал Томска рассматривается как основное конкурентное преимущество и базовый стратегический ресурс для развития в регионе экономики инновационного типа. Определяющая доля инновационного потенциала Томской области сосредоточена на территории муниципального образования «Город Томск».
На сегодняшний день инновационная система Томска и Томской области включает следующие элементы.
1. Уникальный научно-образовательный комплекс, потенциал которого начал формироваться более ста лет назад. Томск является старейшим университетским и научным центром со сложившимся имиджем подготовки высококвалифицированных кадров. Научно-образовательный комплекс Томска включает 6 государственных университетов, 2 из которых имеют статус национальных исследовательских. Научными исследованиями и разработками в Томске занимаются 60 организаций: исследовательские подразделения томских университетов, академические институты, отраслевые НИИ и другие научные организации.
Томск входит в группу лидеров в Российской Федерации по числу студентов, аспирантов, докторантов и кандидатов наук на 1 тыс. населения. В вузах Томска обучаются студенты из 72 субъектов Российской Федерации и 28 зарубежных государств. Ежегодно в высших учебных заведениях Томского научно-образовательного комплекса защищается около 60 докторских и 280 кандидатских диссертаций. Томские университеты ведут подготовку по 104 направлениям и 225 специальностям, 60 из которых связаны с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России. В 2013 году Национальный исследовательский Томский государственный университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет по результатам конкурсного отбора Минобрнауки России вошли в ТОП-15 ведущих российских вузов на получение субсидии на реализацию программы повышения международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В Томске успешно реализуется Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". В результате действия закона в Томске и области было создано более 96 инновационных предприятий.
2. Развитая инфраструктура для ведения инновационной деятельности, представленная сетью из 7 бизнес-инкубаторов, 3 центров трансфера технологий, 13 офисов коммерциализации разработок, 8 R&D-центров крупнейших компаний, Центра кластерного развития Томской области, Регионального инжинирингового центра и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск», число резидентов которой в 2013 году достигло 61. В 2013 году в Томске при непосредственном участии муниципалитета создано 2 центра молодежного инновационного творчества, на оборудовании которого субъекты инновационной деятельности получили возможность изготавливать прототипы изделий и узлов инновационных разработок, а студенты, школьники и молодые ученые Томска получили доступ к работе на высокотехнологичном оборудовании.
Важным элементом инновационной инфраструктуры является консорциум университетов и академических институтов Томска, повышающий качество образования, эффективность научной деятельности и обеспечивающий кооперацию высшей школы с промышленностью.
3. Предпринимательская среда инновационной системы, которая включает в себя в том числе свыше 400 малых научно-внедренческих предприятий. При этом уже сегодня у ряда томских организаций доля инновационной продукции в общем годовом объеме составляет более 30%. Среди них ЗАО «Элекард Девайсез», ООО «Индорсофт», ООО «НТО Приборсервис», ООО «ЭлеТим», ООО «Сибаналитприбор» и другие. ЗАО НПФ «Микран» и Группа компаний «ИНКОМ» вошли в топ 50 всероссийского рейтинга инновационных компаний «ТехУспех - 2013», направленного на популяризацию динамично развивающихся компаний России, ориентированных на инновации и развитие технологий.
В 2011 году Томская область названа самым активным регионом в сфере инноваций по результатам рейтинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 2012 году Томск занял 13 место из 164 крупнейших городов России в составленном Российским союзом инженеров «Рейтинге перспективных городов с научными и инновационными центрами».
4. Взаимодействие с институтами развития Российской Федерации. Особую роль в развитии инновационной политики Томска занимает взаимодействие с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Далее - Фонд содействия инновациям). Томск занимает место в десятке наиболее активных городов по числу заявителей и победителей программ Фонда содействия инновациям. За период с 2004 года в рамках реализации программ Фонда содействия инновациям при участии Фонда содействия инновациям в Томске создано 167 инновационных предприятий с более 1500 рабочими местами. В Томске успешно реализуются такие программы Фонда содействия инновациям, как «СТАРТ», «УМНИК», «Развитие» и др. На реализацию НИОКР по этим программам томским проектам выделено из бюджета Фонда содействия инновациям более 600 млн руб. Общий объем инвестиций, привлеченных победителями программ Фонда содействия инновациям посредством многоканального финансирования, в т.ч. с участием частных инвестиций, превышает 1,5 млрд руб.
С 2006 года на территории Города Томска реализуется федеральная программа «УМНИК», направленная на выявление молодых ученых, стремящихся реализоваться через инновационную деятельность. За период с 2006 по 01.06.2014 томских победителей программы «УМНИК» составляет 532 человека. Более 100 из них открыли свои малые инновационные предприятия и получили поддержку по программам «УМНИК на СТАРТ», «СТАРТ» Фонда содействия инновациям. Многие из предприятий, «стартовавших» по программам Фонда содействия инновациям в 2004 году успешно развили наукоемкий бизнес, вышли на международную арену, в том числе стали резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск». Из 61 резидента ОЭЗ ТВТ «Томск» 25 резидентов в своем становлении прошли «закалку» через программы Фонда содействия инновациям. Среди регионов Ассоциации инновационных регионов России Томская область занимает второе место по количеству и объемам финансирования проектов программ Фонда содействия инновациям, где в 2012 году профинансировано 78 проектов на сумму 92154,92 тыс. руб., уступая Республике Татарстан (профинансировано 114 проектов на сумму 119146,20 тыс. руб.). Новосибирская область занимает третье место по количеству и объемам финансирования проектов, где в 2012 году профинансировано 57 проектов на сумму 68760,65 тыс. руб., Красноярский край - пятое место, где в 2012 году профинансировано 44 проекта на сумму 51384,16 тыс. руб.
Опыт реализации инновационных программ муниципального образования «Город Томск», а также имеющиеся статистические и ведомственные данные позволяют сформулировать следующие основные проблемы на пути инновационного развития экономики муниципального образования «Город Томск».
1. Недостаточно сформированный спрос и рынок для инновационной продукции (работ, услуг), в том числе на муниципальном уровне, неотлаженный механизм формирования планов государственных и муниципальных закупок с инновационной составляющей; перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб использования собственной инновационной продукции. По данным Ассоциации инновационных регионов России, в Томской области наблюдается невысокая доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства (4,2%) в сравнении со средним значением по России (6,3%). Согласно данным Стратегии развития города Томска в 2012 году доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг составила 31,8%. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в объеме отгруженных товаров и выполненных работ и услуг малых предприятий выглядит намного скромнее и составляет не более 5%.
2. Малая доля инновационно активных малых предприятий в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства. По оценочным данным, в 2013 году удельный вес инновационно активных малых предприятий в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства не превышает 3%.
3. Малая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих технологические инновации. Согласно официальным статистическим данным в 2011 году удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, составил 11,8%.
4. Отсутствие оборотных средств у субъектов малого и среднего предпринимательства в наукоемкой сфере, недостаточный объем ресурсов, необходимых для перехода от начальной стадии развития предприятия к стадии инвестиционного проекта. Одним из основных факторов, препятствующих инновационной деятельности, является «недостаток собственных денежных средств».
5. Недостаточный кадровый, в том числе управленческий, потенциал для инновационной и производственной сферы, в том числе в области реализации инновационной продукции. Средний возраст научных и научно-технических сотрудников в Томске составляет 47 лет. По данным мониторинга Стратегии развития Томской области, до 2020 г. большую часть предпринимателей Томского области - около 80% - составляют представители средней и старшей возрастных групп.
Последовательное решение перечисленных проблем будет способствовать развитию инновационной деятельности в городе Томске.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
- формированию спроса на инновационную продукцию, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере;
- увеличению числа инновационных предприятий; созданию благоприятных условий для стартующего бизнеса в научно-технической и инновационной сфере;
- увеличению числа малых инновационных предприятий, продукция которых может быть использована для решения актуальных проблем городского хозяйства;
- увеличению числа молодых специалистов, занятых в инновационной и производственной сфере, вовлечению детей и молодежи в инновационно-техническую деятельность;
- повышению инвестиционной и инновационной открытости муниципального образования «Город Томск», формированию позитивного имиджа города как центра инноваций.
В результате реализации мероприятий подпрограммы к 2020 году прогнозируется увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг до 35%, рост количества инновационных предприятий до 800 ед., увеличение числа занятых в инновационном секторе до 1300 чел.
Важным моментом в рамках реализации данной подпрограммы является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения.
Возможные риски реализации подпрограммы связаны с изменением федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной и муниципальной поддержки инновационной деятельности, а также с недостатком финансирования мероприятий подпрограммы. Основными способами минимизации указанных рисков являются регулярный мониторинг изменений в законодательстве и определение приоритетных направлений для финансирования. Многолетний опыт ответственного исполнителя подпрограммы по реализации целевых инновационных программ муниципального образования «Город Томск» (с 2001 года) позволяет рассчитывать на сведение возникающих рисков к минимуму.