Действующий

Об утверждении актуализированной версии Комплексной программы (Плана) развития городских пространств и инфраструктуры муниципального образования "Город Томск" "Наш Томск" на 2015-2024 годы в составе среднесрочного плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года

II. Анализ текущей ситуации


В повседневной суете жизни горожане обычно не обращают особого внимания на бесконечное множество объектов и вещей, знаков и текстов города, с которыми вступают в контакт. И далеко не всегда человек отдаёт себе отчёт в том, насколько его жизнедеятельность в городской среде зависит от этих предметов, и насколько они влияют на облик и образ города.

Ещё несколько десятилетий назад словосочетание "городской дизайн" казалось странным и непривычным. В рамках установившейся градостроительной методики конкретному человеку с его всегда индивидуальным характером восприятия и разнообразием форм жизнедеятельности отводилось недостаточное место. Неудовлетворённость качеством городской среды и методами решения актуальных городских проблем привели к пониманию необходимости создания полноценной во всех отношениях среды обитания человека.

С конца XX века в градостроительстве, архитектуре и дизайне сложился особый, сначала теоретический, а теперь уже и практический метод, получивший название "средовый подход", в основе которого лежит взгляд на город, как на среду, оптимально благоприятную для обитания человека. Для данного подхода важны все формы и все уровни взаимодействия человека с городским пространством - от возвышенного и целенаправленного созерцания туриста или полной растворённости в природе отдыхающего до "механического" движения человека по дороге на работу.

Одной из форм в организации предметно-пространственной среды является система визуальных коммуникаций - система визуально-графических знаков и решений, призванная решать задачи обеспечения ориентации, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях. Способствовать решению поставленных задач будут мероприятия программы "Наш Томск", направленные на развитие туристской навигации, на упорядочение размещения вывесок и рекламы на фасадах зданий.

Кроме того, огромное число объектов городского оборудования связано с различными формами обслуживания населения торговлей, общественным питанием, бытовыми услугами. Сегодняшняя городская культура характеризуется повышенной "услугоёмкостью", имеющей тенденцию к росту, а значит, и количество обслуживающего оборудования будет расти. Городской ландшафт засорен разнообразными по форме и размерам ларьками и киосками. В этой связи встаёт задача обеспечить не только качество этих объектов, но и новые их типы, и принципы размещения.

Также показателем комфортности городской среды является наличие общественных пространств - мест, где можно совершить прогулку, заняться спортом на открытом воздухе, покататься на велосипеде, пробежаться, просто посидеть на удобной скамейке. Помимо рекреационного значения, общественные пространства в зависимости от своего идейного содержания несут в себе оздоровительный, эстетический, образовательный, экологический аспекты, позволяют решить одну из актуальных задач управления современным городом - озеленение территорий.

Грамотный подход к реализации озеленительных мероприятий позволяет оздоровить воздушный бассейн и сформировать благоприятную среду обитания.

Существующая система зеленых насаждений города представлена придорожными зелеными насаждениями и городскими скверами, парками, бульварами. В настоящее время на территории города находится более 100 объектов озеленения общего пользования - парки, скверы, бульвары - из них 28 объектов являются наиболее посещаемыми местами массового отдыха горожан. Для придания эстетичного вида улицам и скверам города ежегодно разбивается более 40 цветников. Основная часть цветников находится в центральной части города, где отдыхают местные жители, и гости города.

Для обеспечения надлежащего порядка эти объекты требуют регулярного содержания и ухода с целью предотвращения аварийных ситуаций, связанных с падением деревьев, а также с целью реконструкции и ремонта.

Решение вопросов озеленения требует комплексного сбалансированного подхода, который применяется в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Озеленение территории" муниципальной подпрограммы "Озеленение территории" муниципальной программы "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2024 годы", утвержденной постановлением администрации Города Томска от 31.10.2017 № 1089", утвержденной постановлением администрации Города Томска от 30.09.2014 №981.

  (Пункт в редакции введенной в действие с 19.12.2020 года постановлением администрации Города Томска от 17 декабря 2020 года № 1091- см. предыдущую редакцию)

        Не менее важным представляется благоустройство дворовых территорий и внутриквартальных проездов, наиболее приближенных к месту проживания каждого жителя города. Сегодня двор приобретает бесспорный приоритет обеспечения комфорта жилища, поскольку составляет логическое продолжение жилого пространства.

Формально на территории двора должны располагаться элементы, отвечающие функциональному назначению каждого участка и двора в целом. Сюда относятся проезды для индивидуального и специализированного автотранспорта, места парковки легкового автотранспорта, детская спортивная (игровая) площадка, опоры освещения, малые архитектурные формы (скамьи, урны, ограждения газонов и др.), элементы озеленения и цветочного оформления и др. Для размещения каждого из этих элементов требуются определённые площади. Однако разместить все эти теоретически необходимые элементы благоустройства на ограниченной  территории многих городских дворов, особенно в сложившейся исторической и рядовой застройке, не всегда представляется возможным.

Муниципальная программа "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2024 годы" среди прочих ставит перед собой задачу комплексного благоустройства дворовых территорий и внутриквартальных проездов исходя из типа и размера двора с обязательным озеленением, установкой детских спортивных площадок, ремонтом покрытия дворовых территорий и организацией пешеходных дорожек.

(Пункт в редакции введенной в действие с 19.12.2020 года постановлением администрации Города Томска от 17 декабря 2020 года № 1091- см. предыдущую редакцию)

Следующей задачей, стоящей перед местной властью является проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов и ремонт фасадов зданий. Жилой фонд муниципального образования "Город Томск" включает 5601 многоквартирный дом (МКД) общей площадью свыше 10 млн. кв. м. Высокий уровень износа, ветхости и аварийности жилых домов вызван следующими причинами:

- значительное количество жилых домов построено в XIX - начале и середине XX века;

- низкое качество строительства и строительных материалов;

- ненадлежащая эксплуатация жилищного фонда на протяжении многих лет.

Анализ состояния МКД на территории муниципального образования "Город Томск" показывает, что на начало 2016 года 3435 единиц МКД нуждается в капитальном ремонте. При этом в случае отсутствия финансирования реализации соответствующих мероприятий количество МКД, нуждающихся в капитальном ремонте, будет ежегодно увеличиваться в среднем на 100 единиц.

Решение проблем ветхости и аварийности, ремонта фасадов жилых домов на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляются в рамках, муниципальной программы "Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда" на 2017-2025 годы, утвержденной постановлением администрации Города Томска от 09.11.2016 № 1174.

(абзац в редакции, введенной в действие с 27.12.2019 года  постановлением администрации Города Томска от 19 декабря 2019 года № 1276, - см. предыдущую редакцию)


Неразрывно с вопросами капитального ремонта жилого фонда идет решение инфраструктурных проблем. Основные объекты водопроводных и водоотводящих систем рассчитаны на длительный период эксплуатации, в течение которого исходные условия их функционирования вполне закономерно изменяются. Возникающее несоответствие между фактическими условиями и производственными возможностями негативно сказывается на качестве эксплуатации. Ухудшение экологической обстановки требует изменения степени очистки воды и сточных вод, рост количества абонентов приводит к гидравлической перегрузке всех основных объектов водоснабжения и водоотведения, невыполнению ими своих функций и т.д. Единственное решение - модернизация старых и строительство новых очистных сооружений.

Очистные сооружения, строящиеся для решения этой одной из важнейших задач обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, должны соответствовать высоким требованиям к уровню очистки сточных вод.

Объекты коммунальной инфраструктуры в Городе Томске в основном находятся в изношенном состоянии. В результате чего возрастает количество поломок и аварий в системах тепло- и водоснабжения, возрастает стоимость ремонтов и увеличиваются сроки проведения работ. Наиболее остро на территории Города Томска проблемы очистки сточных вод стоят в п. Спутник, д. Лоскутово, с. Тимирязевское, где эксплуатация устаревших сооружений очистки сточных вод сопровождается большими эксплуатационными затратами и не удовлетворяет современным требованиям к качеству очищенной воды. Мероприятия по реконструкции системы водоотведения в пос. Спутник, и строительству канализационных очистных сооружений в д. Лоскутово являются центральными в муниципальной программе "Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами"  на 2015-2025 гг.". Планируемая корректировка проектной документации по объекту "Реконструкция канализационных очистных сооружений в с. Тимирязевском" позволит добиться очистки увеличившегося объема поступающих сточных вод.

(абзац в редакции, введенной в действие с 27.12.2019 года  постановлением администрации Города Томска от 19 декабря 2019 года № 1276, - см. предыдущую редакцию)

Говоря о городской инфраструктуре, не следует забывать про развитие объектов транспортной инфраструктуры. Уровень благоустройства улично-дорожной сети определяет комфортность проживания жителей и является одним из вопросов, требующих ежедневного внимания и эффективного решения. Развитие города невозможно без хорошего транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Основу уличной сети составляют улицы и дороги, по которым осуществляется движение пассажирского, грузового, легкового и других видов транспорта.