Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года (с изменениями на 1 июля 2021 года)


6. Сценарии социально-экономического развития Томской области


На период 2021-2030 гг. при формировании сценариев социально-экономического развития Томской области учитывается как накопленный потенциал региона, так и описанный выше макроэкономический контекст, задающий сценарные рамки.

Сценарные условия определены на основе среднесрочного Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 гг., долгосрочного Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России до 2036 г., Доклада о денежно-кредитной политике Банка России, прогнозов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), Федеральной службы государственной статистики, оценки международных экспертов (ОЭСР, МВФ и др.). Во внимание принимаются также значения показателей социально-экономического развития региона, определенные в рамках Прогноза социально-экономического развития Томской области на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов. Учтена необходимость достижения ключевых показателей эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальных целей развития Российской Федерации и национальных проектов, в том числе установленных для Томской области в рамках соглашений с федеральными органами власти о реализации региональных проектов.  

Среди ключевых внешних для региона факторов - ситуация с пандемией  COVID-19, антикризисные меры, принимаемые на уровне Российской Федерации, сценарии восстановления глобальной экономики после локдауна, ситуация на мировых рынках, геополитическая обстановка, состояние экономики Российской Федерации в целом и состояние банковского сектора, а также ключевая ставка Банка России. В числе внутренних факторов учитываются региональные антикризисные меры, направленные на обеспечение устойчивости основных сфер социально-экономического развития и выполнение обязательств региона, а также потенциальный эффект от реализации планируемых в рамках Стратегии мероприятий и проектов.

Непосредственно для региона выделяются две ключевые траектории развития: традиционная, опирающаяся на текущий убывающий портфель ресурсов, и инновационная, предполагающая ставку на новую экономическую (технологическую) повестку регионального развития.

Сочетание внешних факторов и выбранной траектории развития определяет один из трех сценариев социально-экономического развития Томской области: консервативный, базовый или целевой, для каждого из которых определены значения ключевых показателей социально-экономического развития, характеризующих принципиальные рамки сценариев (таблица 5).

Таблица 5 - Основные показатели социально-экономического развития Томской области в рамках сценариев

Показатель

Сценарий

2019
(факт)

2020
(факт (оценка)

2024
(прогноз)

2030
(прогноз)

Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел.

консервативный

1078,4

1074,9

1044,6

1026,2

базовый

1078,4

1074,9

1060,9

1053,7

целевой

1078,4

1074,9

1060,9

1053,7

Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % к пред. году

консервативный

100,1

91,8

101,6

101,6

базовый

100,1

91,8

103,1

103,2

целевой

100,1

91,8

103,1

104,5

Индекс производства по виду экономической деятельности  "Обрабатывающие производства" в сопоставимых цена, % к пред. году

консервативный

110,2

108,6

104,4

104,0

базовый

110,2

108,6

107,3

107,0

целевой

110,2

108,6

108,8

108,4

Экспорт товаров,

млн долл. США

консервативный

315,6

310,1

350,3

483,0

базовый

315,6

310,1

377,2

504,4

целевой

315,6

310,1

400,0

557,1

Реальные располагаемые денежные доходы, %

консервативный

98,1

97,0

100,3

100,9

базовый

98,1

97,0

102,0

102,3

целевой

98,1

97,0

102,4

102,6


Консервативный сценарий отличает низкая инвестиционная и экономическая активность на фоне исчерпания традиционных ресурсов развития. Неблагоприятная ситуация на национальных и мировых рынках обуславливает реализацию только части мероприятий и проектов, преимущественно направленных на поддержку действующей инфраструктуры и выполнение базовых обязательств государства и региона в социальной сфере. В результате будет наблюдаться недостижение показателей эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, а также показателей национальных целей, находящихся в "зоне риска". Неустойчивость опоры на нефтегазовый сектор в рамках консервативного сценария в долгосрочной перспективе приведет к замедлению роста ВРП, несмотря на стабильный рост обрабатывающих производств за счет сокращения доходов от добычи полезных ископаемых, на которые  по-прежнему приходится существенная доля ВРП. Наблюдается сокращение реальных располагаемых доходов и отток населения.

Базовый сценарий предполагает реализацию активной региональной политики "модернизационного типа", включая комплексную трансформацию базового сектора экономики региона, создание в Томской области современного промышленно-технологического сектора в сфере ТЭК. При этом регион реализует направления инновационного развития в благоприятных внешних условиях, что, в частности, характеризуется ростом обрабатывающих производств к 2030 г. по сравнению с 2020 г.  в 2,35 раза и увеличением экспорта товаров примерно на 60% за 10 лет. Сценарий предполагает умеренную динамику социально-экономического развития (прирост ВРП в среднем на уровне 3% в год), наращивание инвестиций, конвертацию научных разработок региональных коллективов в рыночные продукты, что в результате приведет к достижению показателей эффективности региональных органов исполнительной власти и национальных целей в рамках заложенных в стратегию значений. Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2021-2030 гг. будут расти в среднем на уровне 2% в год. В целом обозначенные факторы приведут к замедлению сокращения численности населения к 2030 году.

Целевой сценарий предусматривает активную политику региона в направлении трансформации экономики и социальной сферы, в том числе за счет использования федеральных инструментов поддержки, расширения инвестиционных программ предприятий, вовлечения предпринимательского капитала. В рамках данного сценария отмечаются форсированные темпы роста экономики Томской области за счет развития высокотехнологичного топливно-энергетического комплекса и новых промышленных кластерных проектов (глубокой переработки древесины, высокотехнологичного инжиниринга, микро и наноэлектроники, точного машиностроения и производства передового оборудования). Рост обрабатывающих производств к 2030 году по отношению с 2020 году увеличится в 2,6 раза, экспорт товаров возрастет на 80%, среднегодовые темпы роста ВРП составят около 4%. В рамках сценария обеспечивается достижение и превышение показателей эффективности региональных органов исполнительной власти и национальных целей. Созданы благоприятные условия для жизни (включающие гибкую социальную инфраструктуру на базе цифровых и интеллектуальных технологий), обеспечивающие высокое качество жизни и привлекательность региона для молодых квалифицированных кадров. В результате реальные располагаемые денежные доходы населения будут расти со среднегодовым темпом около 2,5%, численность населения стабилизируется.

Для обеспечения реализации базового или целевого сценариев развития, необходимо расширить ключевые направления социально-экономического развития Томской области с учетом актуальных целей и задач.