Государственная программа
"Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"
Паспорт
государственной программы "Эффективное управление региональными финансами
и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"
Наименование государственной программы | Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области | ||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент финансов Томской области | ||||||||||||
Соисполнители государственной программы | Департамент финансов Томской области | ||||||||||||
Участники государственной программы | Департамент финансов Томской области; Комитет государственного финансового контроля Томской области | ||||||||||||
Среднесрочная цель социально-экономического развития Томской области, | Эффективная власть | ||||||||||||
Цель государственной программы | Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области | ||||||||||||
Показатели цели государственной программы | Показатели цели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||
Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации | II | II | II | II | II | II | II | II | |||||
Задачи государственной программы | Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области. Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета. Задача 4. Повышение финансовой грамотности в Томской области | ||||||||||||
Показатели задач государственной программы | Показатели задач | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||
Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности | |||||||||||||
Доля расходов консолиди-рованного бюджета Томской области, формируемых | 52 | 55 | 60 | 70 | 75 | 75 | 75 | 75 | |||||
Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области | |||||||||||||
Доля ассигнований, выделяемых | 80 | 80 | 85 | 85 | 90 | 90 | 90 | 90 | |||||
Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета | |||||||||||||
Спред кредитного рейтинга Томской области | 1 | 2 ? | 2 ? | 2 ? | 2 ? | 2 ? | 2 ? | 2 ? | |||||
Задача 4. Повышение финансовой грамотности в Томской области | |||||||||||||
Доля жителей Томской области, осведомленных о действующей в Томской области инфраструктуре повышения финансовой грамотности (%) | 10 | 12 | 15 | 17 | 20 | 20 | 20 | 20 | |||||
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Повышение эффективности бюджетных расходов Томской области". | ||||||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие | ВЦП 1 "Создание условий для интеграции Томской области в информационную систему "Электронный бюджет". | ||||||||||||
Сроки реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы | ||||||||||||
Объем | Источники | Всего | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||
федераль-ный бюджет (по согласо-ванию) | 5213052,7 | 1026957,9 | 851047,2 | 833761,9 | 833761,9 | 833761,9 | 833761,9 | ||||||
областной бюджет | 52007840,3 | 5826727,9 | 8374812,0 | 9451575,1 | 9451575,1 | 9451575,1 | 9451575,1 | ||||||
местные бюджеты (по согласо-ванию) | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
внебюджет-ные источники (по согласо-ванию) | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
всего по источникам | 57220893,0 | 6853685,8 | 9225859,2 | 10285337,0 | 10285337,0 | 10285337,0 | 10285337,0 |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Государственная программа "Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" (далее - Программа) направлена на достижение среднесрочной цели Стратегии социально-экономического развития Томской области "Эффективная власть". Вместе с тем ответственное, эффективное и прозрачное управление региональными финансами, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета.
Наблюдавшееся в последнее время замедление темпов экономического развития повлияло на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов Томской области в 2013 году.
По итогам 2013 года рост расходов консолидированного бюджета (110,8%) значительно опередил рост доходов (102,1%). При этом темп роста расходов в отраслях социальной сферы составил от 103,1% (социальная политика) до 139,6% (культура). Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета увеличился с 63% в 2012 году до 65% по итогам 2013 года. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область по расходам консолидированного бюджета на 1 жителя на социальную сферу (расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) занимает 5-е место, уступая лишь Республике Тыва, Красноярскому краю, Республике Алтай, Иркутской области. Данный показатель по Томской области составляет 37 тыс. рублей на 1 человека за 2013 год и превышает среднее значение по регионам СФО на 3,4%.
Значительное увеличение социальных расходов при отсутствии роста собственных доходов привело в 2013 году к ухудшению финансовых показателей областного бюджета, существенному росту государственного долга и понижению международного рейтинга кредитоспособности Томской области на одну ступень до уровня "ВВ-".
В результате принятия жестких мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по оптимизации (сокращению) расходов, областной бюджет в 2013 году был исполнен без нарушений бюджетного законодательства по предельным объемам дефицита и государственного долга.
Вместе с тем за последние два года (2012 - 2013 гг.) государственный долг Томской области увеличился более чем в два раза: с 6,9 млрд. рублей до 14,6 млрд. рублей, долговая нагрузка возросла с 25% до 46%. При этом средняя долговая нагрузка региональных бюджетов в Сибирском федеральном округе сложилась на уровне 39%, всех субъектов Российской Федерации - 33%.
С ростом государственного долга связан и рост процентных платежей. На обслуживание государственного долга в 2013 году направлено более 770 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2012 году. В бюджете 2014 года расходы на обслуживание долга составляют 1,5 млрд. рублей.
Областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов также принят с дефицитом. Согласно Закону Томской области от 27 декабря 2013 года № 227-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" прогнозируемый дефицит областного бюджета в 2014 году составляет 4,0 млрд. рублей, в 2015 году - 1,6 млрд. рублей, 2016 году - 1,2 млрд. рублей.
Состояние местных бюджетов характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств.
Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сокращается, у 14 муниципальных образований она превышает 70% собственных доходов.
В 2013 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований составил 20,2 млрд. рублей или 102% к уровню 2012 года.
При этом в качестве финансовой помощи на решение вопросов местного значения в 2013 году из областного бюджета выделено 8,7 млрд. рублей.
Сложившаяся в Томской области ситуация обусловливает необходимость выработки новых подходов по управлению региональными финансами, а также совершенствованию межбюджетных отношений.
Настоящая Программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий для сбалансированности местных бюджетов.
Кроме того, данной Программой регулируются вопросы, связанные с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области. Данное направление управления региональными финансами является довольно новым, однако в настоящее время ему придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.
В Томской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей региона является одним из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.
Таким образом, для достижения цели государственной программы "Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" необходимо решить следующие задачи:
1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных финансов.
2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области.
3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета.
4. Повышение финансовой грамотности в Томской области.
2. Перечень
показателей цели и задач государственной программы и сведения
о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Пункт Федерального плана статистических работ | Периодичность сбора данных | Временные | Алгоритм | Метод | Ответственный за сбор данных | Дата получения фактического значения показателя |
Показатель цели "Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" | |||||||||
Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации | степень | - | Ежегодно | За отчетный период | В соответствии | Данные рейтинга качества управления региональными финансами | Департамент финансов Томской области | Не позднее | |
Показатель задачи 1 "Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных финансов" | |||||||||
Доля расходов консолидированного бюджета Томской области, формируемых | процент | - | Ежегодно | На начало отчетного периода | Дкпр = Рп/Ро * 100%, где: | Ведомственная статистика | Департамент финансов Томской области | Март отчетного финансового года | |
Показатель задачи 2 "Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" | |||||||||
Доля ассигнований, выделяемых в виде субвенций, субсидий, дотаций местным бюджетам по утвержденным методикам, в общем объеме ассигнований, предоставляемых | процент | - | Ежегодно | На начало отчетного периода | Дмбу = Рмбу/Рмб * 100%, где: | Ведомственная статистика | Департамент финансов Томской области | Январь отчетного финансового года | |
Показатель задачи 3 "Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета" | |||||||||
Спред кредитного рейтинга Томской области | единиц | - | Ежегодно | За отчетный период | Ррф - Рто, где: | Отчеты рейтингового агентства Standard&Poor's | Департамент финансов Томской области | Октябрь отчетного финансового года | |
Показатель задачи 4 "Повышение финансовой грамотности в Томской области" | |||||||||
Доля жителей Томской области, осведомленных | процент | - | Ежегодно | За отчетный период | Дж = Кож/Куо, где: | Данные социологического опроса | Департамент финансов Томской области | Июнь года, следующего |