Недействующий

О внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 26.11.2014 № 433а


Приложение
к постановлению Администрации Томской области
от 24.03.2015 № 90а



Государственная программа
"Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"


Паспорт
государственной программы "Эффективное управление региональными финансами
и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"

Наименование государственной программы

Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент финансов Томской области

Соисполнители государственной программы     

Департамент финансов Томской области

Участники государственной программы

Департамент финансов Томской области;

Комитет государственного финансового контроля Томской области

Среднесрочная цель социально-экономического развития Томской области,
на реализацию которой направлена государственная программа

Эффективная власть

Цель государственной программы

Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области

Показатели цели государственной программы
и их значения
(с детализацией по годам реализации)

Показатели цели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации
по качеству управления региональными финансами (степень качества)

II

II

II

II

II

II

II

II

Задачи государственной программы

Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности
и прозрачности региональных финансов.

Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области.

Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета.

Задача 4. Повышение финансовой грамотности в Томской области

Показатели задач государственной программы
и их значения
(с детализацией по годам реализации)

Показатели задач

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности
и прозрачности региональных финансов

Доля расходов консолиди-рованного бюджета Томской области, формируемых
в рамках программ,
в общем объеме расходов консолиди-рованного бюджета Томской области (%)

52

55

60

70

75

75

75

75

Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области

Доля ассигнований, выделяемых
в виде субвенций, субсидий, дотаций местным бюджетам по утвержденным методикам,
в общем объеме ассигнований, предоставляе-мых в этих формах (%)

80

80

85

85

90

90

90

90

Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета

Спред кредитного рейтинга Томской области
к суверенному рейтингу Российской Федерации (ед.)

1  

2 ?  

2 ?  

2 ?  

2 ?  

2 ?  

2 ?  

2 ?  

Задача 4. Повышение финансовой грамотности в Томской области

Доля жителей Томской области, осведомленных о действующей в Томской области инфраструктуре повышения финансовой грамотности (%)

10

12

15

17

20

20

20

20

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 "Повышение эффективности бюджетных расходов Томской области".
Подпрограмма 2 "Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области".
Подпрограмма 3 "Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета".
Подпрограмма 4 "Повышение финансовой грамотности в Томской области".
Подпрограмма 5 Обеспечивающая подпрограмма

Ведомственные целевые программы, входящие
в состав государственной программы (далее - ВЦП)

ВЦП 1 "Создание условий для интеграции Томской области в информационную систему "Электронный бюджет".
ВЦП 2 "Содействие в обеспечении социально-экономического развития муниципальных образований и повышении эффективности расходов местных бюджетов".
ВЦП 3 "Совершенствование профессиональных знаний государственных гражданских служащих в сфере повышения эффективности бюджетных расходов".
ВЦП 4 "Создание условий для обеспечения равных финансовых возможностей муниципальных образований по решению вопросов местного значения".
ВЦП 5 "Эффективное управление государственным долгом Томской области".
ВЦП 6 "Создание и развитие системы эффективных и доступных инструментов повышения финансовой грамотности населения Томской области"

Сроки реализации государственной программы  

2015 - 2020 годы

Объем
и источники финансирования государственной программы
(с детализацией по годам реализации,
тыс. рублей)

Источники

Всего

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

федераль-ный бюджет

(по согласо-ванию)

5213052,7

1026957,9

851047,2

833761,9

833761,9

833761,9

833761,9

областной бюджет  

52007840,3

5826727,9

8374812,0

9451575,1

9451575,1

9451575,1

9451575,1

местные бюджеты   

(по согласо-ванию)

-

-

-

-

-

-

-

внебюджет-ные      

источники

(по согласо-ванию)     

-

-

-

-

-

-

-

всего по источникам        

57220893,0

6853685,8

9225859,2

10285337,0

10285337,0

10285337,0

10285337,0


1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы

Государственная программа "Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" (далее - Программа) направлена на достижение среднесрочной цели Стратегии социально-экономического развития Томской области "Эффективная власть". Вместе с тем ответственное, эффективное и прозрачное управление региональными финансами, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения  с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета.

Наблюдавшееся в последнее время замедление темпов экономического развития повлияло на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов Томской области в 2013 году.

По итогам 2013 года рост расходов консолидированного бюджета (110,8%) значительно опередил рост доходов (102,1%). При этом темп роста расходов  в отраслях социальной сферы составил от 103,1% (социальная политика) до 139,6% (культура). Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета увеличился с 63% в 2012 году до 65% по итогам  2013 года. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область  по расходам консолидированного бюджета на 1 жителя на социальную сферу (расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) занимает 5-е место, уступая лишь Республике Тыва, Красноярскому краю, Республике Алтай, Иркутской области. Данный показатель по Томской области составляет 37 тыс. рублей на 1 человека за 2013 год и  превышает среднее значение  по регионам СФО на 3,4%.

Значительное увеличение социальных расходов при отсутствии роста собственных доходов привело в 2013 году к ухудшению финансовых показателей областного бюджета, существенному росту государственного долга и понижению международного рейтинга кредитоспособности Томской области на одну ступень  до уровня "ВВ-".

В результате принятия жестких мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по оптимизации (сокращению) расходов, областной бюджет в 2013 году был  исполнен без нарушений бюджетного законодательства  по предельным объемам дефицита и государственного долга.

Вместе с тем за последние два года (2012 - 2013 гг.) государственный долг Томской области увеличился более чем в два раза: с 6,9 млрд. рублей до 14,6 млрд. рублей, долговая нагрузка возросла с 25% до 46%. При этом средняя долговая нагрузка региональных бюджетов в Сибирском федеральном округе сложилась  на уровне 39%, всех субъектов Российской Федерации - 33%.

С ростом государственного долга связан и рост процентных платежей.  На обслуживание государственного долга в 2013 году направлено более 770 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2012 году. В бюджете 2014 года расходы  на обслуживание долга составляют 1,5 млрд. рублей.

Областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов также принят с дефицитом. Согласно Закону Томской области от 27 декабря 2013 года № 227-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015  и 2016 годов" прогнозируемый дефицит областного бюджета в 2014 году составляет 4,0 млрд. рублей, в 2015 году - 1,6 млрд. рублей, 2016 году - 1,2 млрд. рублей.

Состояние местных бюджетов характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств.

Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сокращается,  у 14 муниципальных образований она превышает 70% собственных доходов.

В 2013 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований составил 20,2 млрд. рублей или 102% к уровню 2012 года.

При этом в качестве финансовой помощи на решение вопросов местного значения в 2013 году из областного бюджета выделено 8,7 млрд. рублей.

Сложившаяся в Томской области ситуация обусловливает необходимость выработки новых подходов по управлению региональными финансами, а также совершенствованию межбюджетных отношений.

Настоящая Программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий для сбалансированности местных бюджетов.

Кроме того, данной Программой регулируются вопросы, связанные  с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области. Данное направление управления региональными финансами является довольно новым, однако в настоящее время ему придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.

В Томской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей региона является одним  из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.

Таким образом, для достижения цели государственной программы "Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" необходимо решить следующие задачи:

1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности  и прозрачности региональных финансов.

2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области.

3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета.

4. Повышение финансовой грамотности в Томской области.



2. Перечень
показателей цели и задач государственной программы и сведения
о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета


п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Пункт Федерального плана статистических работ

Периодичность сбора данных

Временные
характеристики  
показателя

Алгоритм
формирования
(формула) расчета показателя

Метод
сбора
информации

Ответственный за сбор данных   
по показателю   

Дата получения фактического значения показателя

Показатель цели "Эффективное управление региональными финансами и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"

Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации
по качеству управления региональными финансами (степень качества)

степень

-

Ежегодно

За отчетный период

В соответствии
с порядком
и индикаторами, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 522 "О порядке осуществления мониторинга
и оценки качества управления региональными финансами"

Данные рейтинга качества управления региональными финансами
на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации
в информационно-телекоммуника-ционной сети интернет

Департамент финансов Томской области

Не позднее
20 рабочих дней
со дня размещения рейтинга качества управления региональными финансами субъектов Российской Федерации
на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации

Показатель задачи 1 "Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных финансов"

Доля расходов консолидированного бюджета Томской области, формируемых
в рамках программ,
в общем объеме расходов консолидированного бюджета Томской области

процент

-

Ежегодно

На начало отчетного периода

Дкпр = Рп/Ро * 100%, где:
Дкпр - доля расходов консолидирован-ного бюджета Томской области, формируемых
в рамках программ, в общем объеме расходов консолидирован-ного бюджета Томской области;
Рп - расходы консолидирован-ного бюджета субъекта Российской Федерации, формируемые
в рамках программ, утвержденных
в установленном порядке;
Ро - общий объем расходов консолидирован-ного бюджета Томской области

Ведомственная статистика

Департамент финансов Томской области

Март отчетного финансового года

Показатель задачи 2 "Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"

Доля ассигнований, выделяемых в виде субвенций, субсидий, дотаций местным бюджетам по утвержденным методикам, в общем объеме ассигнований, предоставляемых
в этих формах

процент

-

Ежегодно

На начало отчетного периода

Дмбу = Рмбу/Рмб * 100%, где:
Дмбу - доля ассигнований, выделяемых в виде финансовой помощи местным бюджетам
по утвержденным методикам в общем объеме ассигнований
на указанные цели;  
Рмбу - ассигнования, выделяемые в виде финансовой помощи местным бюджетам
по утвержденным методикам;                                                             
Рмб - ассигнования выделяемые в виде финансовой помощи местным бюджетам

Ведомственная статистика

Департамент финансов Томской области

Январь отчетного финансового года

Показатель задачи 3 "Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета"

Спред кредитного рейтинга Томской области
к суверенному рейтингу Российской Федерации

единиц

-

Ежегодно

За отчетный период

Ррф - Рто, где:
Ррф - кредитный рейтинг Российской Федерации;                                                                       Рто - кредитный рейтинг Томской области

Отчеты рейтингового агентства Standard&Poor's

Департамент финансов Томской области

Октябрь отчетного финансового года

Показатель задачи 4 "Повышение финансовой грамотности в Томской области"

Доля жителей Томской области, осведомленных
о действующей
в Томской области инфраструктуре повышения финансовой грамотности

процент

-

Ежегодно

За отчетный период

Дж = Кож/Куо, где:
Дж - доля жителей Томской области, осведомленных
о действующей
в Томской области инфраструктуре повышения финансовой грамотности;
Кож - количество осведомленных жителей;
Куо - общее количество участников опроса

Данные социологического опроса

Департамент финансов Томской области

Июнь года, следующего
за отчетным