Реализация государственной программы осуществляется путем выполнения предусмотренных в ней мероприятий ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками в соответствии с их полномочиями.
Текущий контроль за реализацией государственной программы осуществляется Департаментом энергетики Администрации Томской области в течение всего периода реализации государственной программы путем мониторинга и анализа промежуточных результатов.
Соисполнитель государственной программы, участники государственной программы и участники мероприятий (по согласованию) ежеквартально представляют ответственному исполнителю отчеты о реализации государственной программы и об использовании финансовых ресурсов в установленном порядке. Ответственный исполнитель представляет отчет о реализации государственной программы в Департамент экономики Администрации Томской области в установленном порядке.
Ответственный исполнитель с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию государственной программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и затрат на них, состав соисполнителей и участников государственной программы, а также участников мероприятий. В необходимых случаях ответственный исполнитель готовит предложения о внесении изменений в государственную программу в установленном порядке.
Газораспределительные организации, для которых установлены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по территории Томской области, отчитываются о выполнении мероприятий подпрограммы поквартально в течение 40 дней по результатам каждого квартала и в течение 90 дней по результатам каждого года. Отчеты представляются в Департамент энергетики Администрации Томской области и в Департамент тарифного регулирования Томской области с обязательным приложением заверенных в установленном порядке копий подтверждающих бухгалтерских документов.
Внешними рисками реализации государственной программы являются:
изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
изменение регионального законодательства в части финансирования программ;
увеличение темпов роста цен на энергоносители, в том числе вследствие либерализации цен на электроэнергию и газ.
Внутренними рисками реализации государственной программы являются:
высокая энергоемкость валового регионального продукта Томской области;
отсутствие экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов Томской области;
несвоевременное и не в полном объеме софинансирование из федеральных, местных и внебюджетных источников.
Способами ограничения основных рисков являются:
регулярное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
заключение соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области и строгий контроль за выполнением взятых обязательств сторонами;
привлечение внебюджетных средств;
своевременная корректировка мероприятий государственной программы.
Потребность в средствах для реализации мероприятий по энергосбережению значительно превышает возможности областного бюджета. Таким образом, необходимо учитывать комплексный подход и системно подходить к решению финансово-экономических вопросов. Эффективное решение проблем энергосбережения невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования, требуется привлечение дополнительных бюджетных средств и внебюджетных источников. Так, энергосервисный контракт является одним из механизмов получения дополнительного финансирования для реализации мероприятий, связанных с энергоресурсосбережением.