(В редакции, введенной в действие с 15.03.2019 года постановлением Администрации Томской области от 20 февраля 2019 года № 73а, -
см. предыдущую редакцию)
1. Развитие транспортной системы Томской области является необходимым условием социально-экономического развития региона и улучшения качества жизни его населения.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система Томской области не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Томской области.
В условиях отсутствия необходимой государственной поддержки и ограниченности инвестиционных ресурсов состояние транспортной системы по отдельным видам транспорта ухудшается. Ситуация усугубляется несовершенством действующей нормативно-правовой и методологической базы. Ослаблены позиции автомобильного общественного транспорта, внутреннего водного транспорта и гражданской авиации, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов пассажирских перевозок. Длительное отсутствие решения проблем транспортного обслуживания населения Томской области неизбежно ведет к негативным экономическим и социальным последствиям.
В организации всех видов пассажирских перевозок имеется множество проблем. Происходит увеличение расходных обязательств перевозчиков (рост цен на горюче-смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, содержание работников, страховку, ГЛОНАСС, тахографы и прочее), а доходы сокращаются за счет сдерживания тарифов в рамках государственного регулирования цен (тарифов), снижения пассажиропотока, увеличения количества льготников, частичного и неиндексируемого размера возмещения затрат по перевозке отдельных льготных категорий граждан, увеличения количества нелегальных перевозчиков, а также отсутствия субсидирования нерентабельных маршрутов. Все это способствует созданию условий, в которых легальные перевозчики не имеют возможности вести предпринимательскую деятельность эффективно, а также приводит к убыточности перевозочной деятельности и сокращению объемов регулярных перевозок.
На территории Томской области пассажирские перевозки осуществляются по 21 маршруту (из них 12 паромные переправы) внутренним водным транспортом, обеспечивающим транспортную связь для жителей удаленных населенных пунктов, в ряде которых альтернативные виды транспорта отсутствуют.
Пассажирские перевозки осуществляют небольшие организации и индивидуальные предприниматели с использованием арендуемого и собственного флота. Пассажирский флот насчитывает 66 единиц (теплоходы, буксиры, паромы).
Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом на территории Томской области осуществляются по транспортным маршрутам общей протяженностью более 1 тыс. км. Маршруты охватывают более 40 населенных пунктов, расположенных преимущественно в северных районах области, с общей численностью населения 133,4 тыс. человек.
В настоящее время износ основных производственных фондов в сфере транспорта по отдельным видам достигает 75 процентов. На экономическое состояние транспортной отрасли влияет и дефицит профессиональных кадров. Кроме того, действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Динамика показателя цели государственной
программы в сфере транспорта
№ | Наименование показателя | Единица измерения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Пассажирооборот транспорта общего пользования | ||||||
1. | Томская область | млн. пасс.-км | 924 | 805 | 942 | 655 |
2. | Новосибирская область | млн. пасс.-км | 1981 | 2274 | 2659 | 3107 |
3. | Алтайский край | млн. пасс.-км | 1799 | 1807 | 1784 | 1803 |
4. | Кемеровская область | млн. пасс.-км | 4014 | 3796 | 3514 | 3450 |
5. | Красноярский край | млн. пасс.-км | 3281 | 3035 | 2984 | 2792 |
6. | Республика Тыва | млн. пасс.-км | 676 | 705 | 657 | 642 |
7. | Республика Хакасия | млн. пасс.-км | 415 | 371 | 346 | 372 |
8. | Омская область | млн. пасс.-км | 1709 | 1632 | 1448 | 1270 |
Основным индикатором развития транспорта в Томской области к 2020 году является пассажирооборот транспорта общего пользования - 573,9 млн. пасс.-км.
Потенциал развития сферы транспорта в регионе связан с формированием единой системы управления пассажирскими перевозками агломерации Томск - Северск - Томский район с проведением комплекса сопутствующих мероприятий.
Развитие маршрутной сети авиационного транспорта связано с решением следующих задач:
1) увеличение количества направлений на южные курорты России в летнее время;
2) развитие и использование транзитного потенциала аэропортов (Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Красноярск и др.), организация прямых стыковочных и транзитных рейсов;
3) разработка механизмов государственной поддержки воздушных сообщений с другими регионами Российской Федерации (Республика Хакасия, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия);
4) обеспечение поддержки и развития внутриобластных рейсов.
2. Дорожное хозяйство является отраслью, развитие которой в значительной мере зависит от общего состояния экономики страны, и в то же время как элемент инфраструктуры экономики оказывает такое же влияние на ее развитие.
Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения являются важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры и оказывают существенное влияние на темпы социально-экономического развития Томской области, имеют стратегическое значение для региона. Связывая обширную территорию области с соседними регионами, автомобильные дороги обеспечивают жизнедеятельность всех населенных пунктов, массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров во многом определяют возможности развития региона. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и времени перевозок.
3. Необходимость разработки и реализации мероприятий государственной программы на текущий момент обусловлена следующими факторами:
1) социально-экономическая острота проблемы;
2) необходимость привлечения средств федерального бюджета к решению поставленных задач;
3) высокая капиталоемкость и длительность инвестиционных сроков реализации автодорожных проектов, требующих соответствующего горизонта планирования инвестиций, направляемых на развитие и совершенствование автодорожной сети;
4) необходимость постепенного планового перехода на нормативный способ среднесрочного планирования затрат на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, их капитальному и текущему ремонту.
4. Текущее состояние автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них требует решения следующих проблем: