Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы в Томской области" (с изменениями на 10 декабря 2019 года)


1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы

(В редакции, введенной в действие с 15.03.2019 года постановлением Администрации Томской области от 20 февраля 2019 года № 73а, -
см. предыдущую редакцию)


   1. Развитие транспортной системы Томской области является необходимым условием социально-экономического развития региона и улучшения качества жизни его населения.

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система Томской области не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Томской области.

В условиях отсутствия необходимой государственной поддержки и ограниченности инвестиционных ресурсов состояние транспортной системы по отдельным видам транспорта ухудшается. Ситуация усугубляется несовершенством действующей нормативно-правовой и методологической базы. Ослаблены позиции автомобильного общественного транспорта, внутреннего водного транспорта и гражданской авиации, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов пассажирских перевозок. Длительное отсутствие решения проблем транспортного обслуживания населения Томской области неизбежно ведет к негативным экономическим и социальным последствиям.

В организации всех видов пассажирских перевозок имеется множество проблем. Происходит увеличение расходных обязательств перевозчиков (рост цен на горюче-смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, содержание работников, страховку, ГЛОНАСС, тахографы и прочее), а доходы сокращаются за счет сдерживания тарифов в рамках государственного регулирования цен (тарифов), снижения пассажиропотока, увеличения количества льготников, частичного и неиндексируемого размера возмещения затрат по перевозке отдельных льготных категорий граждан, увеличения количества нелегальных перевозчиков, а также отсутствия субсидирования нерентабельных маршрутов. Все это способствует созданию условий, в которых легальные перевозчики не имеют возможности вести предпринимательскую деятельность эффективно, а также приводит к убыточности перевозочной деятельности и сокращению объемов регулярных перевозок.

На территории Томской области пассажирские перевозки осуществляются по 21 маршруту (из них 12 паромные переправы) внутренним водным транспортом, обеспечивающим транспортную связь для жителей удаленных населенных пунктов, в ряде которых альтернативные виды транспорта отсутствуют.

Пассажирские перевозки осуществляют небольшие организации и индивидуальные предприниматели с использованием арендуемого и собственного флота. Пассажирский флот насчитывает 66 единиц (теплоходы, буксиры, паромы).

Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом на территории Томской области осуществляются по транспортным маршрутам общей протяженностью более 1 тыс. км. Маршруты охватывают более 40 населенных пунктов, расположенных преимущественно в северных районах области, с общей численностью населения 133,4 тыс. человек.

В настоящее время износ основных производственных фондов в сфере транспорта по отдельным видам достигает 75 процентов. На экономическое состояние транспортной отрасли влияет и дефицит профессиональных кадров. Кроме того, действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.


Динамика показателя цели государственной
программы в сфере транспорта


п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Пассажирооборот транспорта общего пользования

1.

Томская область

млн. пасс.-км

924

805

942

655

2.

Новосибирская область

млн. пасс.-км

1981

2274

2659

3107

3.

Алтайский край

млн. пасс.-км

1799

1807

1784

1803

4.

Кемеровская область

млн. пасс.-км

4014

3796

3514

3450

5.

Красноярский край

млн. пасс.-км

3281

3035

2984

2792

6.

Республика Тыва

млн. пасс.-км

676

705

657

642

7.

Республика Хакасия

млн. пасс.-км

415

371

346

372

8.

Омская область

млн. пасс.-км

1709

1632

1448

1270


Основным индикатором развития транспорта в Томской области к 2020 году является пассажирооборот транспорта общего пользования - 573,9 млн. пасс.-км.

Потенциал развития сферы транспорта в регионе связан с формированием единой системы управления пассажирскими перевозками агломерации Томск - Северск - Томский район с проведением комплекса сопутствующих мероприятий.

Развитие маршрутной сети авиационного транспорта связано с решением следующих задач:

1) увеличение количества направлений на южные курорты России в летнее время;

2) развитие и использование транзитного потенциала аэропортов (Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Красноярск и др.), организация прямых стыковочных и транзитных рейсов;

3) разработка  механизмов государственной поддержки воздушных сообщений с другими регионами Российской Федерации (Республика Хакасия, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия);

4) обеспечение поддержки и развития внутриобластных рейсов.

2. Дорожное хозяйство является отраслью, развитие которой в значительной мере зависит от общего состояния экономики страны, и в то же время как элемент инфраструктуры экономики оказывает такое же влияние на ее развитие.

Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения являются важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры и оказывают существенное влияние на темпы социально-экономического развития Томской области, имеют стратегическое значение для региона. Связывая обширную территорию области с соседними регионами, автомобильные дороги обеспечивают жизнедеятельность всех населенных пунктов, массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров во многом определяют возможности развития региона. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и времени перевозок.

3. Необходимость разработки и реализации мероприятий государственной программы на текущий момент обусловлена следующими факторами:

1) социально-экономическая острота проблемы;

2) необходимость привлечения средств федерального бюджета к решению поставленных задач;

3) высокая капиталоемкость и длительность инвестиционных сроков реализации автодорожных проектов, требующих соответствующего горизонта планирования инвестиций, направляемых на развитие и совершенствование автодорожной сети;

4) необходимость постепенного планового перехода на нормативный способ среднесрочного планирования затрат на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, их капитальному и текущему ремонту.

4. Текущее состояние автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них требует решения следующих проблем: