Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы в Томской области" (с изменениями на 10 декабря 2019 года)


1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1  

(В редакции, введенной в действие с 15.03.2019 года постановлением Администрации Томской области от 20 февраля 2019 года № 73а, -
 см. предыдущую редакцию)



Воздушный транспорт


В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р, отмечено, что темпы развития гражданской авиации в России превышают международные показатели. Это подтверждается динамикой роста российского рынка международных и внутренних перевозок и связано с повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок, а также развитием процессов консолидации авиаперевозчиков. В 2010 - 2017 годах среднегодовой темп роста российского рынка пассажирских авиаперевозок составлял 11,5%.


Динамика показателей цели и задачи
подпрограммы государственной программы


п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

1.

Количество авиарейсов

Томская область

ед. в год

3697

3931

3945

4112

3618

4251

4415

Алтайский край

ед. в год

2187

2009

1798

2087

2136

2014

н/д

Новосибирская область

ед. в год

17277

18535

20818

21374

22197

24510

25119

2.

Количество направлений вылета

Томская область

ед.

15

16

19

25

20

19

22

Алтайский край

ед.

20

14

12

13

12

12

13

Новосибирская область

ед.

84

95

99

103

91

95

96


В последние годы в Томской области наблюдается тенденция к увеличению пассажиропотока на воздушном транспорте, связанная с открытием международного терминала в аэропорту г. Томска, что дало возможность выполнять международные рейсы. С 2013 года выполняются рейсы в Анталию, Бангкок, Пхукет, Нячанг, Барселону, Астану. С 2015 года рейсы в Барселону приостановлены. Дополнительно открыто новое направления на остров Хайнань. Основным направлением перевозки пассажиров остается Московское направление (76% от общего объема перевезенных пассажиров на внутренних авиалиниях приходится на московское направление) .

На территории Томской области действуют три аэропорта (в г. Томске, г. Стрежевом, п. Пионерном - вахтовый). В разряд посадочных площадок перешли 15 бывших местных аэропортов, в том числе таких крупных, как в г. Колпашево, г. Кедровый, с. Каргасок, с. Новый Васюган и с. Средний Васюган. С 2017 года произведен ряд структурных изменений. Запущены в эксплуатацию взлетно-посадочные площадки в с. Кагасок и с. Новый Васюган.

При этом до настоящего времени имеется острая необходимость в транспортной доступности по всем северным районам Томской области.

Основные проблемы в сфере воздушного транспорта:

износ воздушного флота и отсутствие аэропортовой инфраструктуры;

низкая рентабельность внутриобластных авиаперевозок;

дефицит высококвалифицированных кадров.

Существующая потребность населения в транспортном сообщении между областными центрами Сибирского федерального округа не удовлетворяется в полном объеме по причине отсутствия эффективного и надежного авиасообщения с областными центрами регионов.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации" появилась возможность софинансирования межрегиональных маршрутов из федерального бюджета. В настоящее время реализуются мероприятия, направленные на достижение задачи 1 государственной программы "Рост транзитного потенциала территории" через открытие новых межрегиональных направлений на Абакан, Барнаул, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Тюмень.

На решение задачи 1 направлено мероприятие подпрограммы 1 "Субсидии на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим авиапассажирские перевозки на внутриобластных и региональных маршрутах".

В случае выделения дополнительного финансирования могут быть открыты или расширены направления на Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Омск и другие направления.

В свою очередь организация авиаперевозок пассажиров по направлению "Томск - Екатеринбург" позволила разгрузить московское направление, посредством которого в настоящее время осуществляется основная связь между регионами России. Кроме того, коммерческие и туристические туры из Екатеринбурга ориентированы на аэропорты городов России: Санкт-Петербург, Новосибирск, городов бывших союзных республик: Астана, Минск, Душанбе, Бишкек и многих зарубежных городов: Стамбул, Рим, Франкфурт-на-Майне, Пекин, Дубай, Прага и т. д. Сегодня Аэропорт Кольцово входит в пятерку российских лидеров пассажирских перевозок. Расписание рейсов здесь столь же обширно, как и во всех мировых мегаполисах, которые обслуживают авиаперелеты.

Организация авиаперевозок пассажиров по направлению "Томск - Иркутск" расширит возможности туристического бизнеса в Дальневосточном федеральном округе, а также в Сибирском федеральном округе (озеро Байкал).

Кроме того, учитывая, что в образовательных организациях высшего образования, расположенных в Томской области, обучаются тысячи студентов и молодых специалистов из разных областей России, стоит с уверенностью говорить о востребованности данных рейсов с возможностью в перспективе вывода их на самоокупаемость.

Улучшение транспортной доступности Томской области позволит развивать экономические, культурные и образовательные связи между регионами, а также расширит возможности туристического бизнеса.

С другой стороны, необходимо возрождение внутриобластных пассажирских авиаперевозок. Первоочередным стал маршрут Томск - Каргасок, открытие которого позволило увеличить пассажиропоток по местным авиалиниям, повысить транспортную доступность северных районов области, а также создать условия для развития муниципальной маршрутной сети.

Приоритетными целями социальной политики государства в отношении воздушного транспорта являются безопасность перевозок пассажиров, защита прав и интересов населения, повышение качества и комфортности обслуживания.

В целях возрождения внутриобластных перевозок воздушным транспортом необходимо восстановление аэропортовых комплексов в с. Каргасок, г. Колпашево, г. Стрежевой, так как Томская область практически полностью лишилась сети местных аэродромов в связи с сокращением внутриобластных воздушных перевозок и снижением платежеспособности граждан.

Продолжение указанной тенденции и ослабление региональной наземной авиатранспортной инфраструктуры могут привести к ухудшению социальной ситуации в районах, не обеспеченных альтернативными наземными видами транспорта, в первую очередь в зоне северных и удаленных территорий области.

Для решения данных проблем необходимо принять меры по реконструкции и ремонту взлетно-посадочных полос, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений аэропортов, приобретению специальной автотехники, внедрению современных технологий обслуживания, поддержанию эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов, посадочных площадок для обеспечения их соответствия сертификационным требованиям, стандартам безопасности и потребностям рынка.

Дополнительными индикаторами развития транспорта Томской области к 2020 году являются: