Система медицинских организаций в Томской области
Медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций) | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Больничные организации | 55 | 55 | 53 | 51 |
Самостоятельные амбулаторно-поликлинические организации | 16 | 16 | 16 | 14 |
Диспансеры | 5 | 5 | 5 | 5 |
Медицинские организации особого типа | 11 | 11 | 10 | 11 |
Образовательные организации | 4 | 3 | 3 | 1 |
Из числа больничных организаций - УБ | 4 | 3 | 3 | 3 |
Межмуниципальные центры | 0 | 6 | 7 | 7 |
Врачебные амбулатории и сельские поликлиники (начиная с 2006 года - самостоятельные) | 17 | 18 | 18 | 17 |
ОВП | 99 | 101 | 112 | 111 |
ФАП | 269 | 265 | 247 | 235 |
Домовые хозяйства | 0 | 26 | 26 | 28 |
Медицинские организации частной и иной формы собственности | 357 | 376 | 465 | 576 |
В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области, утверждаемой ежегодно постановлением Администрации Томской области (далее - областная Программа государственных гарантий), в 2013 году преобладали областные государственные медицинские организации Томской области, которые составили 65,7% общего числа организаций, медицинские организации федеральной собственности - 14,1%, медицинские организации частной системы здравоохранения - 20,2%. В 2013 году в системе ОМС работали 85,9% медицинских организаций. Большинство областных государственных медицинских организаций Томской области осуществляли свою деятельность в рамках системы ОМС (78,5%), среди медицинских организаций, находящихся на территории сельских населенных пунктов, этот показатель составил 100,0%.
Существующие на территории области федеральные и ведомственные медицинские организации принимают непосредственное участие в повышении доступности ВМП жителям Томской области. Практически 90% объемов ВМП за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета жителям Томской области было оказано в федеральных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта РФ.
Таким образом, в выполнении государственного задания по оказанию ВМП участвуют находящиеся на территории Томской области федеральные и областные медицинские организации:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "НИИ медицинской генетики" (далее - Томский НИИ медицинской генетики);
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Томский НИИ онкологии" (далее - Томский НИИ онкологии);
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "НИИ кардиологии" (далее - НИИ кардиологии);
ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России;
Томский филиал ФГБУ "Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА";
клиники ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России;
ОГАУЗ "Томская областная клиническая больница";
ОГАУЗ "Областной перинатальный центр";
ОГАУЗ "Медицинский центр им. Г.К. Жерлова".
С целью обеспечения максимальной доступности медицинской помощи населению в Томской области создана трехуровневая система оказания медицинской помощи, представленная следующими медицинскими организациями:
1 уровень. Медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (ГБ, РБ, УБ и их структурные подразделения, городские поликлиники);
2 уровень. Медицинские организации (РБ, ГБ), имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные), а также диспансеры и многопрофильные ГБ, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь;
3 уровень. Региональные медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, а также медицинские организации, оказывающие ВМП.
Динамика сети медицинских организаций и их подразделений свидетельствует о проводимых в области оптимизационных мероприятиях, преимущественно в первичном звене здравоохранения. В рамках осуществляемых в регионе мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Томской области", утвержденного распоряжением Администрации Томской области от 01.03.2013 № 142-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Томской области", развитие сети медицинских организаций Томской области требует дальнейшей оптимизации по следующим основным направлениям:
объединение и централизация медицинских организаций и отдельных служб;
закрытие и перепрофилирование маломощных медицинских организаций;
оптимизация сети ФАП и ОВП: реорганизация ФАП в ФП, замена ФАП, расположенных в ветхих зданиях, на модульные конструкции;
интеграция с федеральными и ведомственными медицинскими организациями.