Недействующий

Об утверждении государственной программы "Детство под защитой" (с изменениями на 28 декабря 2019 года)


1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, дети имеют право на особую заботу и помощь.

В настоящее время социальная политика в области защиты детства активно формируется как на федеральном, так и на региональном уровне.

Состояние отрасли, связанной с вопросами семьи и детей Томской области, характеризуется такими проблемами, как низкая доля замещающих семей, охваченных всеми формами сопровождения (около одной пятой всех замещающих семей получают различные услуги по сопровождению); сокращение числа стационаров для детей, оставшихся без попечения родителей, не привело к оптимизации размеров указанных учреждений (детские дома по международным подходам должны быть небольшого размера (на 8 - 10 детей), чтобы способствовать интересам ребенка в случае невозможности иметь семью, проживать в учреждении, максимально приближенной  к форме семьи (семейный детский дом). Современное состояние института семьи  и детства в регионе характеризуется увеличением количества разводов, что приводит  к росту числа детей, рожденных или воспитывающихся в неполной семье; недостатком учреждений и организаций, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов; низким уровнем материально-технической базы учреждений, что негативным образом влияет  на количество услуг, предоставляемых семье и детям.

Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется следующими принципами:

- всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства;

- многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг;

- единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах  и размерах;

- осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством прожиточного минимума;

- охрана права каждого ребенка на социальную защиту.

Социальная защита детей и подростков должна строиться на материальной  и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась.  В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые  для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Важнейшим направлением укрепления материально-экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов и др.), но в вполне благополучных семьях, столкнувшихся  с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда. Требуется адресная, эффективная, экономическая защита детей на уровне семьи.

Расширение финансирования социальной защиты детства даст ощутимый эффект, не только социальный, но и экономический (формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской  и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма в целом позитивно повлияет на воспитание детей).

Государственная программа "Детство под защитой" направлена на улучшение качества жизни детей группы риска по социальному сиротству, а также детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом программы являются дети-сироты, в том числе дети-сироты, лица из их числа, нуждающиеся в обеспечении жилыми помещениями; семьи, воспитывающие детей; граждане, изъявившие желание стать замещающими родителями.

В результате реализованных комплексов мероприятий по ряду ключевых показателей, характеризующих ситуацию по Томской области, достигнута положительная динамика.

Томская область в Сибирском федеральном округе занимает 4-е место по охвату детей всеми формами жизнеустройства детей-сирот, а также лиц из их числа.  Так, в 2011 году доля детей-сирот, переданных на семейные формы устройства, в общей численности детей-сирот по Российской Федерации составила 83,9%, в 2012 году -  82,3%, в 2013 году - 84,2% (в целом по Российской Федерации Томская область занимает 24-е место наряду с Ростовской областью); доля детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, в общем числе детей-сирот  в 2011 году составила 82,9%, в 2012 году - 81,6%, 2013 году - 84,2% (по Российской Федерации - 23-е место наряду с Ростовской и Калужской областями).

Доля детей, усыновленных гражданами Российской Федерации, в общей численности усыновленных детей  в 2011 году составила 85,3%, в 2012 году - 85,6%, в 2013 году - 89,5%. В Сибирском федеральном округе Томская область занимает 5-е место, по Российской Федерации -  35-е место.

(абзац в редакции, введенной в действие с 29.03.2016 года постановлением Администрации Томской области от 15 марта 2016 года № 71а, - см. предыдущую редакцию)