Недействующий

Об утверждении государственной программы "Детство под защитой" (с изменениями на 28 декабря 2019 года)


Характеристика сферы реализации подпрограммы 3

(В редакции, введенной в действие с 15.04.2019 года постановлением Администрации Томской области от 29 марта 2019 года № 128а, -
см. предыдущую редакцию)


В целях обеспечения организованного проведения детской оздоровительной кампании и  функционирования в целом системы отдыха детей  и их оздоровления сформирована необходимая нормативная база, приняты меры  по недопущению сокращения финансовых средств, направленных на проведение детской оздоровительной кампании, из областного и местных бюджетов.

В 2018 году на проведение мероприятий по организации отдыха  и оздоровления из областного бюджета направлено 254,91 млн. руб., что на 0,47% больше к уровню 2017 года (в 2015 - 2017 годах финансирование из средств областного бюджета было постоянным - 253,71 млн. руб.). В числе выделенных  в 2018 году средств областного бюджета были предусмотрены средства в размере 1,2 млн. руб. на обеспечение антитеррористической и пожарной безопасности, выполнение санитарно-эпидемиологических требований в оздоровительных стационарных лагерях.

Из средств местных бюджетов на организацию отдыха детей в каникулярное время направлено в 2018 году 92,8 млн. руб. (2017 год - 90,6 млн. руб.).

В 2017 и 2018 годах средства из федерального бюджета на проведение мероприятий по организации детского отдыха и оздоровления не предоставлялись.

На фоне неувеличивающегося финансирования и роста численности детей школьного возраста (ежегодно в среднем на 3,4%) в Томской области удается обеспечить выполнение установленного показателя по числу детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления.

В 2018 году в Томской области всеми формами отдыха и оздоровления охвачено 71724 ребенка или 58,03% от числа детей школьного возраста (установленный государственной программой плановый показатель на 2018 год - 71681 ребенок или 58% соответственно; 2017 год - оздоровлено 69350 детей или 59,32% от числа детей школьного возраста).

Особое внимание при проведении детской оздоровительной кампании уделяется социальной направленности. В 2018 году оздоровлено 26994 ребенка  из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, или 56,51%  от числа детей данной категории, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении  (план на 2018 год - 26180 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, или 54,8% соответственно; 2017 год - 26195 детей или 55,44% от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в оздоровлении).

Вопросы организации детского отдыха, сохранения и развития его инфраструктуры, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей во время нахождения в оздоровительных организациях и на пути следования к местам отдыха и обратно  находятся на постоянном контроле Комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей Томской области (далее - Комиссия). Состав Комиссии и положение о Комиссии утверждены постановлением Администрации Томской области от 27.02.2014 № 53а "Об организации  и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей Томской области". В состав Комиссии  входят представители всех контролирующих и заинтересованных ведомств и организаций, общественных и производственных объединений, руководители организаций отдыха детей и их оздоровления.

В ходе проведения детской оздоровительной кампании особое внимание уделяется обеспечению качественного и безопасного отдыха детей, выполнению санитарного законодательства, противопожарной и антитеррористической безопасности, своевременному информированию всех контролирующих ведомств об открытии лагерей. При организации оздоровительных лагерей, походов, туристических палаточных лагерей за пределами Томской области обеспечивается контроль за своевременным информированием соответствующих ведомств  и структур других субъектов.

С целью организованного проведения детской оздоровительной кампании ежегодно до начала летнего сезона проводятся с участием заинтересованных ведомств семинары-совещания для организаторов всех направлений детского отдыха: специалистов органов социальной защиты населения, уполномоченных органов муниципальных образований Томской области по организации отдыха детей в каникулярное время, руководителей и сотрудников загородных  и палаточных лагерей, иных уполномоченных организаций, в ходе которых в том числе прорабатываются вопросы организации безопасного детского отдыха.  По итогам семинаров-совещаний в адрес организаторов и участников детской оздоровительной кампании направляются инструктивные письма и необходимые методические материалы: сборник нормативных правовых документов  и методических материалов, который составляется ежегодно с учетом изменений действующего законодательства; новые издания в сфере отдыха и оздоровления детей, приобретаемые за счет средств областного бюджета.

С целью поддержки для всех стационарных и палаточных детских оздоровительных организаций независимо от их формы собственности за счет средств областного бюджета ежегодно проводится медицинский осмотр персонала, направляемого для работы в данных организациях (в 2018 году произведена оплата прохождения медицинского осмотра для 844 сотрудников детских стационарных  и палаточных организаций Томской области; в 2017 году - 856 сотрудников), организуется обучение по дополнительным профессиональным программам "Охрана труда" (в 2017 году обучено 56 сотрудников; в 2018 году -  18 сотрудников) и по программе "Пожарно-технический минимум" (в 2018 году - 20 сотрудников). Организуются и проводятся инструктивно-методические сборы для студентов, выезжающих для работы в оздоровительные организации различных форм собственности. Ежегодно за счет средств областного бюджета  в них принимают участие 200 студентов.

Традиционно в Томской области проводятся смотры-конкурсы среди стационарных оздоровительных лагерей и специализированных (профильных) палаточных лагерей, которые являются площадками, стимулирующими к росту качества услуг, их разнообразию и наполненности содержательной составляющей. Областной смотр-конкурс на звание "Лучшая детская оздоровительная организация Томской области" (далее - Смотр-конкурс) в 2018 году состоялся  в 45-й раз. Экспертным советом, утвержденным положением о проведении Смотра-конкурса, проводилась оценка не только содержательной работы с детьми,  уровня кадрового обеспечения, но и выполнение требований пожарной  и антитеррористической безопасности, исполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил, обеспечение медицинского обслуживания детей, организация  и обеспечение качества питания детей. В рамках Смотра-конкурса ежегодно проводятся массовые мероприятия: межлагерный праздник "Солнечная фиеста"; межлагерная спартакиада; межлагерный фестиваль "Страна каникул". По итогам Смотра-конкурса формируется и издается сборник материалов и лучших разработок участников Смотра-конкурса.

В сентябре 2018 года состоялось мероприятие, посвященное подведению итогов летней детской оздоровительной кампании, с участием оздоровительных лагерей, организующих и контролирующих ведомств областного и федерального уровней, муниципальных образований, представителей общественных  и профсоюзных организаций, вузов.

Для обеспечения контроля за открытием и качеством работы детских оздоровительных организаций в Томской области Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области (далее - Департамент) ежегодно осуществляется формирование и ведение Реестра организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - Реестр). Реестр на 2018 год сформирован с учетом установленных требований и размещен на официальном сайте Департамента в разделе "Детский отдых в Томской области" (http://camps.tom.ru/ru/katalog-lagerey/reestr-lagerey).

По итогам 2018 года в Реестр включены сведения о 724 оздоровительных организациях различного типа и формы собственности. В их числе 16 загородных оздоровительных лагерей и 7 санаторных лагерей (5 лагерей открывается на базе санаториев-профилакториев, 2 лагеря - на базе учреждения социального обслуживания населения и медицинского учреждения). В сравнении с 2017 годом число стационарных оздоровительных организаций уменьшилось на два объекта, которые прекратили свою деятельность по решению учредителей.

Одной из основных проблем детского отдыха остается ежегодное закрытие детских стационарных оздоровительных лагерей - одной из самых эффективных форм оздоровления детей.

За период с 2012 года в сфере отдыха и оздоровления детей Томской области прекратили свою деятельность 10 объектов детского отдыха (в их числе  8 объектов, не относящихся к государственной и муниципальной собственности).

Этому способствовала ситуация на рынке услуг детского отдыха. В период 2015 - 2018 годов оплата стоимости путевок за счет средств областного бюджета  не менялась, оставаясь на уровне 2014 года (в загородный оздоровительный лагерь на 21 день составляла 14332,5 руб., в санаторный на 24 дня - 26208,0 руб.).  При этом рыночная стоимость путевок ежегодно увеличивалась с учетом роста цен на товары и услуги, в том числе на продукты питания, коммунальные платежи  и исполнение растущих требований к организациям отдыха и оздоровления детей различных типов, установленных действующим законодательством  по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности, выполнению санитарно-эпидемиологических норм и правил. По данным, предоставленным собственниками оздоровительных организаций в Реестр, рыночная стоимость  в загородный лагерь общего типа в 2018 году составила около 20 тыс. руб.,  на санаторную смену - более 30,0 тыс. руб., в палаточный лагерь - около  14,5 тыс. руб.

Решение проблем в сфере отдыха детей и их оздоровления с учетом внешних и внутренних факторов путем принятия программы позволяет:

организовать конструктивное и результативное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, организаций всех форм собственности, общественных объединений на территории Томской области;

использовать смешанные формы финансирования:

создать механизмы государственно-частного партнерства;

использовать новые модели функционирования организаций отдыха детей  и их оздоровления.

Для достижения положительных результатов необходимо объединение организационных, методических, финансовых усилий и затрат всех заинтересованных структур и ведомств.

При рассмотрении проблем без использования программно-целевого метода ситуация в сфере организации отдыха детей и их оздоровления на территории Томской области сложится следующим образом:

нарушится механизм управления данной сферой деятельности  при проведении мероприятий;

не будет возможности охватить наибольшее количество детей организованными формами отдыха и оздоровления;