Программа разработана с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года", и направлена на достижение среднесрочной цели социально-экономического развития Томской области - инновационная и конкурентоспособная экономика.
В настоящее время Томская область имеет такие конкурентные преимущества, как развитый научно-образовательный и инновационный комплекс, богатые запасы природных ресурсов, но проигрывает соседним регионам вследствие географической удаленности от потенциальных рынков сбыта, недостаточного уровня развития и изношенности транспортной и энергетической инфраструктуры. При этом конкурентные преимущества и потенциал Томской области используются не в полной мере, что отражается на развитии экономики региона и динамике макроэкономических показателей.
Для повышения конкурентоспособности и устойчивого социально-экономического развития Томской области необходимо эффективное привлечение капитала в экономику региона, создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, формирование положительного имиджа Томской области в России и за рубежом, расширение экспортных возможностей, укрепление и развитие межрегионального и международного сотрудничества, привлечение лучшего российского и зарубежного опыта для решения актуальных социально-экономических задач.
Позиционирование Томской области как конкурентоспособного региона, а также ее интеграция в мировую экономику невозможны без создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и ведения предпринимательской деятельности.
Характеристика инвестиционной сферы Томской области
Инвестиции являются важным элементом экономики. Инвестиционные процессы охватывают практически все отрасли и сферы экономической деятельности в регионе с вовлечением различных групп участников - частных инвесторов, государственного сектора, организаций обеспечения и сопровождения инвестиционного процесса (банки, страховые компании, лизинговые компании, консалтинговые компании и другие организации). Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики региона.
По объему инвестиций в основной капитал на душу населения Томская область в течение последних нескольких лет стабильно входит в тройку регионов - лидеров в Сибирском федеральном округе (далее - СФО), превышая среднее значение удельного объема инвестиций по федеральному округу.
Однако, начиная с 2008 года темпы роста инвестиций в основной капитал по Томской области показывают существенное отставание от темпов роста ВРП и промышленного производства. В результате наблюдалось снижение доли объема инвестиций в основной капитал в ВРП Томской области с 25,5% в 2013 году до 22,3% в 2015 году и до 19% по оценке итогов 2017 года.
Анализ инвестиционной привлекательности Томской области по сравнению с другими территориями выявил ряд негативных факторов, сдерживающих приход инвесторов в регион, в частности:
- недостаточная осведомленность потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях Томской области;
- недостаточный уровень развития инвестиционной инфраструктуры для размещения объектов инвесторов;
- недостаточный уровень развития транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимый для успешного развития территории;
- низкая инвестиционная активность в муниципальных образованиях Томской области, наиболее отдаленных от областного центра;
- несовершенство административной и регуляторной среды для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе в части тарифного регулирования.
Характеристика внешних связей Томской области
В сфере внешнеэкономической деятельности Томской области на протяжении последних нескольких лет наблюдалась нестабильность внешнеторгового оборота. Фактические темпы роста внешнеторгового оборота составляли в 2013 - 2016 гг. соответственно 92,9%, 87,9%, 96,7,% и 55,6% (при прогнозируемых показателях 88,8%, 86,9%, 85,1% и 102,7%).
На снижение темпов роста внешнеторгового оборота Томской области в 2014 - 2016 годах оказали влияние макроэкономические и геополитические факторы, характерные для российского экспорта и импорта в целом, а именно: снижение цены на нефть - важнейший экспортный товар Томской области и снижение курса рубля относительно доллара. Так, в 2015 году стоимостной объем экспорта нефти Томской области сократился на 51,8%, что составило 94,2 млн. долл. США, в то время как в физическом выражении сокращение составило 5,1%, в 2016 году - на 43,4%, что составило 38 млн. долл. США, при этом физические объемы поставок упали примерно на треть.
Однако в 2017 году наблюдался значительный рост внешнеторгового оборота Томской области до 117,6% (при прогнозном значении 102,8%) за счет увеличения экспорта по всем основным экспортным позициям Томской области: "топливно-энергетические товары", "продукция химического производства", "машины, оборудование и транспортные средства", а также увеличения импорта продовольственных товаров и сырья.
При этом показатель экспорта Томской области без учета топливно-энергетических товаров на протяжении последних нескольких лет демонстрировал отрицательную динамику: с 405,6 млн. долл. США в 2013 году до 177,7 млн. долл. США в 2016 году при прогнозных значениях соответственно 410,5 млн. долл. США и 221,9 млн. долл. США. И только в 2017 году сформировался умеренный рост данного показателя до 178,1 млн. долл. США (при прогнозном значении 225,2 млн. долл. США).
В первую очередь данная тенденция связана со снижением цен в долларовом выражении на важнейшие экспортные товары Томской области: продукцию неорганической химии и лесопереработки. Кроме того, на резкое сокращение объемов экспорта Томской области в 2014 году повлияло окончание срока действия экспортного контракта АО "Сибирский химический комбинат" на поставку продукции неорганической химии в США (по данным Томскстата сокращение составило 87% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года). В последующий период наблюдалось постепенное снижение экспорта данной продукции. В 2017 году экспорт Томской области по строке "продукция химического производства" составил лишь 10,2 млн. долл. США, сократившись с 2013 года почти в 25 раз. Это обусловило существенные изменения в структуре экспорта Томской области. В 2017 году в структуре экспорта преобладали следующие группы товаров: древесина и изделия из нее - 45,1% (в основном, лесоматериалы обработанные - 23,2%); нефть сырая - 25,2%; машиностроительная продукция - 13,4%; продовольственные товары - 3,9%.
В целом причиной резких колебаний показателей внешнеэкономической деятельности Томской области послужил тот факт, что подавляющая доля экспорта приходилась на сравнительно небольшое число участников внешней торговли. Данное обстоятельство формирует сильную зависимость показателя от деятельности одной или нескольких крупных организаций. В связи с этим возникает необходимость развивать эскпортно ориентированные производства и наращивать число экспортеров среди малых и средних предприятий Томской области в несырьевой сфере.
С целью стимулирования качественного роста показателей внешней торговли региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в Томской области утвержден паспорт регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта". Мероприятия проекта имеют своей целью совершенствование региональной системы поддержки экспорта, повышение информированности экспортно ориентированных предприятий об имеющихся возможностях и преимуществах экспортной деятельности, продвижение продукции региональных производителей на внешние рынки.
Характеристика тарифного регулирования в Томской области
Эффективное тарифное регулирование также является одним из факторов привлекательности региона для инвесторов и предпринимателей и прямым образом затрагивает экономические интересы его субъектов: с одной стороны - граждан, предприятий, муниципальных и государственных учреждений, с другой стороны - ресурсоснабжающих организаций.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энерго- и теплоснабжающими организациями потребителям, в том числе тарифы для населения, в рамках предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов, утвержденных на федеральном уровне, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики и теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепло- и электроэнергии.