Недействующий

Об утверждении государственной программы "Совершенствование механизмов управления экономическим развитием Томской области" (с изменениями на 8 февраля 2019 года)


1. Характеристика текущего состояния сферы
реализации государственной программы


     (В редакции постановления Администрации Томской области от 31 марта 2016 года № 100а, -
см. предыдущую редакцию)


В 2010 - 2012 годах экономика Томской области развивалась высокими темпами (3,6 - 4,7%), в основе которых лежали восстановительные тенденции  и закономерности. Темпы роста валового регионального продукта (далее - ВРП)  в 2010 и 2012 годах опережали темпы роста ВРП Сибирского федерального округа (далее - СФО) и темпы роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации.

В 2014 году ВРП Томской области в расчете на одного жителя  (401,3 тыс. рублей) превышает средние показатели по СФО (317,8 тыс. рублей)  и уступает по величине среди регионов СФО только Красноярскому краю  (494 тыс. рублей).

(абзац в редакции постановления Администрации Томской области от 30 марта 2018 года № 150а, - см. предыдущую редакцию)

Социально-экономическая ситуация в Томской области в 2014 году характеризовалась позитивной динамикой большинства макроэкономических показателей. Увеличилось производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, производство по виду деятельности "строительство". Однако темпы экономического роста замедлились по сравнению с 2013 годом, что обусловлено  в основном снижением динамики добычи полезных ископаемых - отрасли, формирующей почти половину объема промышленного производства Томской области.

С учетом сложившихся тенденций развития экономики Томской области  в 2014 году объем ВРП в целом за год составил 430,3 млрд. рублей или 100,2%  в сопоставимых ценах относительно 2013 года (в среднем по России - 101,3%).

       (абзац в редакции постановления Администрации Томской области от 30 марта 2018 года № 150а, - см. предыдущую редакцию)

С учетом динамики базовых отраслей экономики, а также влияния секторов социальной сферы ВРП Томской области в 2015 году составил 100,4% относительно 2014 года (в основных ценах).

(абзац в редакции постановления Администрации Томской области от 30 марта 2018 года № 150а, - см. предыдущую редакцию)

Прогнозные значения ВРП в среднесрочном периоде будут базироваться  на динамике добавленной стоимости по видам деятельности, имеющим наибольший удельный вес в совокупном ВРП: добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставления услуг, обрабатывающие производства, транспорт и связь, торговля.

Основное влияние на умеренный рост ВРП в среднесрочном периоде главным образом окажет невысокая динамика добычи полезных ископаемых (99,6 - 101,3%).

Таким образом, в период 2016 - 2018 годов прирост ВРП Томской области ожидается на уровне 0,9 - 1,5% в год в основных ценах..

(абзац в редакции постановления Администрации Томской области от 30 марта 2018 года № 150а, - см. предыдущую редакцию)

В 2015 году наблюдалось снижение инвестиционной активности, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, розничной торговли  и строительства, при этом продолжился рост добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, объемов производства продукции сельского хозяйства, рекордный за последние 26 лет рост ввода жилья. Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составил в 2013 году 102,6% по отношению к 2012 году. В СФО по темпам роста доходов Томская область заняла четвертое место.

Наименование региона

Доходы консолидированного бюджета в 2013 году, млрд. рублей

Темп роста доходов
в 2013 году
к 2012 году, %

Кемеровская область

97,5

92,2

Иркутская область

102,1

95,6

Красноярский край

150,6

100,0

Томская область

43,4

102,6

Новосибирская область

110,2

103,9

Омская область

60,9

105,0

Алтайский край

51,9

107,5


На сокращение темпов роста налоговых поступлений продолжают оказывать влияние два основных фактора: замедление роста экономики и снижение доходов российских компаний. Включился механизм торможения, который связан  с исчерпанием действовавшей модели экономического роста, опиравшейся на быстрое повышение как внутреннего, так и внешнего спроса. Кредитование больше  не поддерживает рост потребления, а потребление вносит все меньший вклад в рост экономики. Сокращение потребления населения усиливает спад в строительстве  и оптовой торговле. Ситуацию еще более усугубляет сокращение доступа к кредитным ресурсам, в том числе в связи с увеличением ставки рефинансирования ЦБ РФ до 8%. Все это создает серьезный риск дальнейшего замедления роста экономики  и инвестиционной активности.

Происходящее в экономике напрямую влияет на налогооблагаемую базу основных источников регионального бюджета: это финансовый результат организаций (для налога на прибыль организаций), стоимость основных фондов (для налога  на имущество организаций), возможности повышения фонда оплаты труда  (для НДФЛ). Суммарная величина поступлений по данным налогам составляет  в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Томской области от 70% до 75%.

Стоит отметить, что доходы бюджета Томской области помимо происходящих изменений в региональной экономике существенно зависят от поведения российских вертикально интегрированных компаний, чья финансово-экономическая деятельность определяется зачастую внешнеэкономической конъюнктурой.

Увеличение темпов роста налоговых доходов бюджета возможно только  при условии наращивания налоговой базы, привлечения и реализации новых инвестиционных проектов, создания новых рабочих мест.

Ожидаемый ежегодный темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Томской области - 105%.

Для достижения цели государственной программы "Совершенствование механизмов управления экономическим развитием Томской области"  (далее - государственная программа) поставлены следующие задачи:

повышение эффективности государственной политики в сфере экономического и стратегического развития Томской области;

соблюдение баланса экономических интересов потребителей и поставщиков  на регулируемых рынках товаров и услуг;

защита прав, законных интересов граждан, субъектов предпринимательства при осуществлении отдельных видов деятельности.

(абзац дополнительно введен постановлением Администрации Томской области от 06 апреля 2017 года № 136а)     

Повышение эффективности государственной политики в сфере экономического и стратегического развития Томской области будет реализовываться по следующим направлениям: