Недействующий

Об утверждении государственной программы "Совершенствование механизмов управления экономическим развитием Томской области" (с изменениями на 8 февраля 2019 года)


1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
 

  (В редакции постановления Администрации Томской области от 31 марта 2016 года № 100а, -
см. предыдущую редакцию)


Специфика экономики Томской области, ее природно-географические условия диктуют необходимость иметь обоснованные долговременные ориентиры развития, что позволит не только принимать сбалансированные во всех отношениях решения, но и определять механизм их реализации, своевременно корректируя отклонения, и таким образом избегать зависимости от изменений внешней и внутренней среды.

Способность региональной власти эффективно определять четкие стратегические приоритеты, совершенствовать бизнес-климат, рационально распределять и повышать качество региональных ресурсов, содействовать региональному бизнесу в создании устойчивых конкурентных преимуществ является залогом успеха на пути повышения региональной конкурентоспособности, которая в свою очередь предопределяет уровень благосостояния населения региона.

В этой связи в настоящее время создана система документов стратегического планирования, обеспечена разработка и реализация данных документов.

В рамках реализации стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием Томской области в 2005 году была разработана Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2020 года  (с прогнозом до 2025 года) (утверждена постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539). Актуализация Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года (далее - Стратегия) проведена в 2015 году (постановление Законодательной Думы Томской области  от 26.03.2015 № 2580).

В соответствии со Стратегией миссией Томской области является обеспечение в Томской области лучшего качества жизни в Сибири за счет реализации модели интенсивного развития.

Условием реализации миссии станет обеспечение конвертации высокого качества человеческого капитала в качество экономического роста за счет увязки новых технологий, потребностей промышленности в квалифицированных кадрах  и соответствующего предложения со стороны научно-образовательного сектора региона.

Система долгосрочных приоритетов, целей, задач и индикаторов социально-экономического развития Томской области, представленная в данном документе, обеспечила возможность принятия государственных программ развития региона.

При этом в настоящее время не в полном объеме проработана система мониторинга и актуализации стратегических документов Томской области. Вместе с тем выполнение работ по систематическому наблюдению, сбору и обобщению информации о социально-экономическом развитии Томской области является основой для оценки степени достижения стратегических целей, решения задач, выполнения мероприятий. По итогам мониторинга с учетом изменения внешних  и внутренних условий, а также утвержденных стратегических документов  на федеральном и региональном уровнях формируются предложения  по актуализации стратегических документов Томской области. В регионе будет решаться задача по автоматизированному проведению мониторинга социально-экономического развития Томской области.

В целях повышения эффективности управления экономическим развитием региона, исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, межведомственной и межуровневой координации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области в настоящее время реализуется переход на программно-целевые принципы планирования областного бюджета  в рамках государственных программ Томской области, в том числе с применением автоматизированной системы "БИС-СБОР" (далее - АС "БИС-СБОР").

АС "БИС-СБОР" обеспечивает возможность формирования, согласования  и утверждения проектов государственных программ Томской области, сбора информации о фактических показателях целевых индикаторов государственных программ Томской области, формирования отчетов.

Также для повышения эффективности государственного управления  в исполнительных органах государственной власти Томской области с 2017 года будет осуществлен переход на проектные методы управления. Проектные методы управления - комплексная задача, направленная на эффективное и устойчивое социально-экономическое развитие Томской области.

(абзац дополнительно введен постановлением Администрации Томской области от 06 апреля 2017 года № 136а)

Процессы внедрения и модификации существующих процессов управления предполагают технологическую поддержку проектной деятельности путем внедрения регионального информационного ресурса, что позволит  в автоматизированном режиме формировать и обрабатывать данные  для обеспечения достижения запланированных результатов, соблюдать  и сокращать сроки достижения результатов, повышать эффективность взаимодействия участников проектной деятельности, индивидуализировать ответственность, что в целом благоприятно отразится на социально-экономическом развитии Томской области.

(абзац дополнительно введен постановлением Администрации Томской области от 06 апреля 2017 года № 136а)

В рамках совершенствования управления экономическим развитием Томской области важнейшей задачей также является обеспечение Администрации Томской области официальной качественной информацией для ее использования  в интересах управления регионом. Достижение данной задачи возможно путем обеспечения Администрации Томской области статистической информацией.

Администрация Томской области ежегодно заключает государственный контракт с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области (далее - Томскстат) на оказание услуг  по предоставлению статистической информации Администрации Томской области.

В рамках данного контракта Томскстат предоставляет Администрации Томской области регламентированную информацию с разной периодичностью  и в нужном объеме для проведения анализа показателей развития Томской области, а также актуализирует и обновляет базу готовых документов на сервере Администрации Томской области по защищенным электронным каналам связи.

Внедрены и используются новые технологии и подходы по комплексному социально-экономическому планированию и прогнозированию, планированию доходной части консолидированного бюджета Томской области.

(абзац в редакции постановления Администрации Томской области от 30 марта 2018 года № 150а, - см. предыдущую редакцию)

Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием Томской области повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области  с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития региона.

Вместе с тем совершенствованию методологии и повышению качества прогнозирования социально-экономического развития препятствует недостаток  в получении оперативной информации.

Одной из важнейших задач также является обеспечение положительной динамики роста налоговых доходов консолидированного бюджета Томской области.

В рамках внедренных новых технологий к планированию доходной части областного бюджета и консолидированного бюджета Томской области разработана информационная система, обеспечивающая формирование ежедневных сводных отчетов по информации, поступающей из Управления Федерального казначейства по Томской области, о налоговых платежах в разрезе налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Томской области, в разрезе налогов и в разрезе муниципальных образований Томской области, с территории которых осуществляются налоговые платежи.

(абзац в редакции постановления Администрации Томской области от 30 марта 2018 года № 150а, - см. предыдущую редакцию)

Кроме того, в целях подведения итогов за отчетный период и постановки задач на краткосрочную перспективу в сфере социально-экономического развития Томской области, а также в соответствии с подпунктом н-1) пункта 1 статьи 64 Устава (Основного Закона) Томской области Департамент экономики Администрации Томской области ежегодно осуществляет подготовку отчета Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области. В отчете отражаются основные результаты работы исполнительных органов государственной власти Томской области в сфере экономики, социального развития, развития инфраструктуры, бюджетной политики, государственного управления.

Одним из приоритетов Стратегии является сбалансированное территориальное развитие Томской области. Томская область характеризуется сложной пространственной структурой, связанной с существенной неравномерностью пространственного развития, сложными климатическими условиями, ограничением транспортной доступности и трудностями  с организацией предоставления жилищно-коммунальных и социальных услуг  для ряда территорий. Тем самым реализация данного приоритета требует выработки специальных инструментов, позволяющих снизить издержки неравномерности пространственного развития и повысить эффективность реализации Стратегии в целом.

Таким образом, с целью дальнейшего совершенствования и повышения эффективности государственного управления необходимо продолжить совершенствование вышеуказанных инструментов управления социально-экономическим развитием региона.