(В редакции постановления Администрации Томской области от 06 июля 2015 года № 257а, -
см. предыдущую редакцию)
В течение 2010 - 2013 годов Администрацией Томской области реализована программа "Развитие государственной гражданской службы Томской области на 2010 - 2013 годы", утвержденная распоряжением Администрации Томской области от 09.02.2010 № 98-ра (в ред. распоряжений Администрации Томской области от 05.08.2011 № 761-ра, от 29.12.2012 № 1201-ра, от 21.08.2013 № 645-ра).
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных программой "Развитие государственной гражданской службы Томской области на 2010 - 2013 годы", по основным направлениям развития гражданской службы разработана нормативно-правовая база. В целях повышения эффективности организационной структуры проведена оптимизация системы исполнительных органов государственной власти Томской области.
В соответствии с законодательством сформирован механизм контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе в исполнительных органах государственной власти Томской области. На плановой основе организованы работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, мониторинг их деятельности. Усилены меры контроля за соблюдением гражданскими служащими требований к служебному поведению, выявлением случаев нарушения требований, ограничений и запретов, связанных с прохождением гражданской службы.
Внедрена практика обязательного участия в работе аттестационных и конкурсных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов независимых экспертов.
Сформирован кадровый резерв гражданской службы. Проводится работа по привлечению на гражданскую службу лиц, имеющих дипломы о высшем профессиональном образовании.
Всеми исполнительными органами государственной власти Томской области используется практика установления испытательного срока при поступлении на гражданскую службу и закрепления за вновь принятым гражданским служащим непосредственного руководителя гражданского служащего в качестве наставника.
В соответствии с федеральным законодательством при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей и включение в кадровые резервы внедрена система оценки деловых и личностных качеств кандидатов с использованием различных конкурсных процедур.
Во всех исполнительных органах государственной власти Томской области сформированы аттестационные комиссии, действующие на постоянной основе. Проведение аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих проводится в плановом режиме.
Для повышения эффективности управления гражданской службой внедрена информационная система "1 С: Предприятие. Управление персоналом", используются официальный портал Администрации Томской области и официальные сайты органов государственной власти Томской области, сервисы федеральной информационной системы "Федеральный портал управленческих кадров".
Приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих определяются исходя из перспективных целей и задач исполнительных органов государственных власти Томской области. Формирование и размещение государственного заказа на программы дополнительного профессионального образования осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Внедрена система дистанционного обучения гражданских служащих Администрации Томской области. В образовательных программах усилены антикоррупционная и этическая составляющие посредством включения соответствующих модулей. Для повышения эффективности дополнительного профессионального образования осуществляется мониторинг образовательных программ с привлечением независимых экспертов.
Основные проблемы в системе государственного управления в Томской области
Несмотря на достигнутые результаты, кадровые процессы в системе государственного управления развиваются недостаточно динамично.
Основные проблемы, на решение которых направлена подпрограмма 2:
- недостаточный уровень профессионализма и компетентности управленческих кадров, государственных служащих, в том числе в вопросах преодоления коррупционных проявлений;
- понятие "развитие персонала" в ряде объектов кадровой политики подменено понятием "повышение квалификации", которое предполагает, по существу, лишь получение или обновление имеющегося запаса знаний, а не формирование конкретных профессиональных, прежде всего управленческих, навыков;
- формирование кадрового резерва без достаточного изучения вероятной потребности исполнительного органа государственной власти Томской области в специалистах с учетом кадровой укомплектованности, обеспеченности исполнительного органа кадровым резервом, вероятности появления вакантных должностей, прогноза исключения из кадрового резерва, что приводит к избыточности кадрового резерва и не отвечает потребностям исполнительного органа в кадровом резерве;
- отсутствие карт компетенций по группам должностей, обеспечивающих более объективную оценку претендентов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы или включение в кадровый резерв;
- отсутствие в полном объеме индивидуальных планов развития лиц, включенных в кадровый резерв, в том числе через систему наставничества.
Проблемы в сфере развития государственной гражданской службы призваны решить три ВЦП, разработанные Департаментом государственной гражданской службы Администрации Томской области: "Профессиональное развитие государственных гражданских служащих Томской области", "Профессиональное развитие управленческих кадров организаций приоритетных отраслей экономики Томской области", "Награды Томской области".
Характеристика задачи, на решение которой направлена ВЦП "Профессиональное развитие государственных гражданских служащих Томской области":
По состоянию на 01.01.2014 государственные гражданские служащие Томской области имеют высшее образование по направлениям подготовки: экономика и управление - 31%, юриспруденция - 19%, гуманитарные и социальные науки - 15%, техническое образование - 18%.
Второе высшее образование имеют 20,7% государственных гражданских служащих, прошли переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление" примерно 13,1% государственных гражданских служащих, около 4% государственных гражданских служащих имеют ученую степень, преимущественно лица, замещающие должности категории "Руководители". Ежегодно по программам дополнительного профессионального образования обучается более 40% государственных гражданских служащих.
Вместе с тем сохраняется потребность в своевременном профессиональном развитии государственных гражданских служащих с целью эффективного решения поставленных задач и качественного выполнения функциональных обязанностей. В процессе конкурсного отбора для замещения должностей государственной гражданской службы Томской области наблюдается недостаток квалифицированных кадров, изначально и в достаточной мере обладающих необходимыми знаниями и навыками.
Качественное кадровое обеспечение государственной гражданской службы Томской области возможно посредством непрерывного профессионального развития и повышения профессиональной компетентности государственных гражданских служащих Томской области.
Характеристика задачи, на решение которой направлена ВЦП "Профессиональное развитие управленческих кадров организаций приоритетных отраслей экономики Томской области":
В Российской Федерации ежегодно запланировано обучение 5000 руководителей высшего и среднего звена организаций всех форм собственности. В последнее время акцент делается на переподготовку и повышение квалификации руководителей организаций реального сектора экономики, социальной и инновационной сфер. Одним из компонентов подготовки в рамках программы являются стажировки в ведущих российских и зарубежных организациях.
Тем не менее до сих пор наблюдается несоответствие профессиональной компетентности менеджмента организаций приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Томской области современным потребностям рынка и государства, что сказывается на неспособности разрабатывать и реализовывать передовые инновационные проекты.