Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и туризма" муниципального образования "Город Томск" на 2015 - 2025 годы (с изменениями на 29 декабря 2023 года № 1121)

II. Анализ текущей ситуации.

   
(в редакции, введенной в действие с 17.01.2020 года постановлением администрации Города Томска от 14 января 2020 года № 24,
     см. предыдущую редакцию)

      

Подпрограмма соответствует стратегическому направлению развития Города Томска "Широкие возможности для самореализации горожан", обозначенному в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, и направлена на реализацию стратегической задачи по содействию культурному и духовному развитию ("Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики").

Реализация мероприятий Подпрограммы обеспечивает достижение целевого показателя "Рост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в процентах к предыдущему году", обозначенного в качестве целевого показателя Подпрограммы № 2 "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области", а также целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 872-р.  В рамках Подпрограммы не планируется отслеживание показателя "Общий объем туристского потока, тыс. человек" в связи с отсутствием статистических данных по данному показателю в разрезе муниципального образования "Город Томск" в статистических бюллетенях Росстата, экспертный путь расчета показателя не будет отражать действительную картину происходящего и не будет являться показателем развития отрасли туризма в муниципальном образовании "Город Томск"

(Абзац в редакции, введенной в действие с 06.11.2020 года постановлением администрации Города Томска от 03 ноября 2020 года № 961- см. предыдущую редакцию)

Реализация Подпрограммы способствует решению следующих задач в рамках среднесрочных целей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 (утвержденнной постановлением Государственной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580):

- улучшение доступности и повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры ("Развитая инфраструктура"), сохранение уникальных природных экосистем ("Рациональное использование природного капитала");

- развитие инфраструктуры и обеспечение населения базовыми услугами и комфортным жильем;

- формирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям и благам ("Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей").

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены правом создания условий для развития туризма за счет средств местного бюджета. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма является одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями обеспечивают инновационную и социальную ориентацию регионального развития Российской Федерации. Туристско-рекреационные кластеры на территориях с богатым историко-культурным наследием относятся к перспективным центрам опережающего экономического роста регионов. Кроме того, содействие развитию культурно-познавательного туризма входит в число приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры; стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России путем развития системы внутреннего туризма является одной из задач государственной молодежной политики; создание условий для развития туризма рассматривается как один из факторов формирования здорового образа жизни населения.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, развитие культурно-познавательного туризма призвано способствовать укреплению национальной безопасности в сфере культуры. Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 05.07.2010 № 1120-р, высококачественные (включая экспортно ориентированные) услуги туристско-рекреационной сферы и культуры определены в качестве одной из приоритетных отраслей социально-экономического развития Сибири в 2010 - 2020 годах. Развитие индустрии отдыха и туризма имеет ярко выраженную социальную направленность и должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири.

Город Томск обладает значительным природным и историко-культурным туристским потенциалом, в связи с этим имеет возможность составить значительную конкуренцию другим Сибирским регионам в формировании и притяжении туристских потоков на свою территорию. В связи с этим можно выделить сильные стороны Города Томска как туристского направления:

1. Историческая роль Томска в освоении Сибири, роль центра Томской губернии, а также роль одного из важнейших пунктов Сибирского торгового пути позволяет формировать значительные историко-культурные бренды территории.

2. Развитый научно-образовательный комплекс для развития делового и образовательного туризма. Сформированный образ "Сибирских Афин".

3. Статус Томска как исторического поселения, где сохранились как отдельно стоящие, так и целые блоки фоновой исторической деревянной застройки, что благоприятствует формированию историко-культурных парков в черте города.

4. Развитая сеть музеев, выставочных комплексов, инфраструктуры досуга и развлечений.

5. Интересный и насыщенный календарный план праздников, фестивалей и других форм выражения событийного туризма.

6. Образ города как территории с высоким уровнем социального спокойствия, безопасного пребывания и благожелательного отношения к гостям и туристам.

Несмотря на обозначенные положительные моменты в развитии индустрии туризма и гостеприимства, анализ современного состояния внутреннего и въездного туризма указывает на недостаточный уровень его развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам. Выявлены следующие основные проблемы, задерживающие развитие внутреннего и въездного туризма на территории г. Томска.

1. Отсутствие консолидации туристского сообщества и объединяющих мероприятий с целью развития внутреннего и въездного туризма.

2. Отсутствие комплексного подхода к продвижению туристских ресурсов Города Томска на внутреннем и внешнем туристском рынке.

3. Отсутствие историко-культурных парков и туристских комплексов с необходимым уровнем качественного обслуживания и комфорта, отражающих специфику историко-культурного потенциала города.

4. Отсутствие системы развития Туристского информационного центра Томска, как информационного инфраструктурного узла для всех заинтерисованных в развитии туризма лиц.

В современных условиях формирование и продвижение территориального туристского продукта неразрывно связано с необходимостью консолидации туристской отрасли через создание Туристских информационных центров - информационных инфраструктурных узлов, объединяющих все заинтересованные в развитии внутреннего и въездного туризма лиц. . Понятие Поэтому основными функциональными элементами Подпрограммы являются:

1. Мероприятия, направленные на формирование и продвижения туристского бренда Города Томска в информационной среде через организацию Туристского информационного центра

2. Проектные мероприятия, направленные на создание туристско-рекреационного кластера Города Томска - укрупненного инвестиционного проекта, включающего ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства туристской и обеспечивающей инфраструктуры.

Создание туристско-рекреационного кластера предусматривает:

создание и модернизацию комплекса обеспечивающей инфраструктуры, в том числе объектов канализационной сети и очистных сооружений, транспортной и инженерной инфраструктуры (включая подъездные автомобильные дороги, берегоукрепление и дноуглубление), сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопроводов, водопроводов;

строительство и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры, в том числе средств размещения (включая санаторно-курортные учреждения), объектов общественного питания, объектов культуры, объектов физической культуры и спорта (спортивные сооружения), объектов развлечений и торговли, объектов придорожного сервиса, объектов водного туризма.