На территории муниципального образования "Город Томск" действуют два муниципальных предприятия, осуществляющих свою деятельность в сфере транспортного комплекса: УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" и ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление". Состояние транспортного парка по УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" представлено в таблице ниже:
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"
Таблица 2.7.1
Показатель | Ед. изм. | Всего | Бензин | Дизель | Газ | Электричество | |
мех-мы | авто | ||||||
Количество единиц техники | шт. | 236 | 32 | 85 | 68 | 51 | - |
Количество энергоэффективных и высокоэкономичных по использованию топлива единиц техники | шт. | 204 | - | 85 | 68 | 51 | - |
Годовое потребление топлива | л, кВт x ч | 472178,64 | 2253706,44 | 827345,52 | - | ||
Удельный расход топлива на 1 км | 0,57 | 8,49 | 0,61 | 0,57 | - |
Энергосбережение и энергоэффективность в
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"
Мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности в транспортном комплексе УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на данный момент сосредоточены на установке датчиков расхода топлива на автомобили, организации GPS-мониторинга.
Экономический эффект на предприятия выражается в сокращении нецелевого использования топлива по 10 - 40% благодаря нескольким факторам: наибольший эффект от внедрения системы GPS-слежения и мониторинга транспорта состоит в значительном сокращении воровства топлива на предприятии, сокращении реального и уничтожении "мнимого" (накрученного) пробега. Система мониторинга транспорта учитывает только фактически преодоленное расстояние.
Внедрение GPS-мониторинга автотранспорта и системы контроля топлива на коммунальную и дорожную технику позволяет, кроме экономии на топливе, добиться прозрачного контроля качества выполнения работы по уборке улиц, вывозу мусора и т.д. Кроме всего прочего, это очевидно положительно сказывается на городской экологии.
Энергосбережение и энергоэффективность в
ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление"
Основными проблемами в сфере энергопотребления ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление" являются:
1) изношенный и морально устаревший подвижной состав трамваев и троллейбусов:
Таблица 2.7.2
Подвижной состав | Выработка эксплуатационного ресурса, шт. | |||||
100% | от 75 до 100% | от 50 до 75% | от 25 до 50% | до 25% | Итого | |
Трамваи | 17 | 0 | 4 | 10 | 0 | 41 |
Троллейбусы | 8 | 7 | 10 | 63 | 0 | 88 |
2) нарушение теплового контура производственно-административных зданий;
3) отсутствие измерительных приборов для внутреннего энергоаудита, отсутствие возможности планирования энергосберегающих мероприятий по сетям и подстанциям.
Решение проблемы изношенности подвижного состава возможно исключительно путем приобретения новых трамваев и троллейбусов либо путем оборудования существующих троллейбусов системой автономного хода. В таком случае требуется привлечение существенного финансирования из бюджета муниципального образования "Город Томск" и областного бюджета. В настоящее время мероприятия по приобретению подвижного состава предусмотрены в муниципальной программе "Развитие городского пассажирского транспорта на 2014 - 2020 годы", поэтому данные мероприятия не приведены в Программе.
По состоянию на 2018 год мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе практически не проводятся в связи с отсуствием средств для финансирования данных мероприятий.
К 2025 году планируется продолжить внедрение мероприятий, направленных на снижение расходов электрической энергии в электротранспорте, а также мероприятий, направленных на снижение ГСМ в системах пассажироперевозок и по служебному автотранспорту органов администрации Города Томска.