Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни на 2015-2025 гг." (с изменениями на 22 ноября 2023 года)

    Таблица 1

Сравнительный анализ показателей развития физической культуры и спорта на территории
муниципального образования "Город Томск" в период с 2012 по 2014 год



Наименование показателя

Год реализации

2012

2013

2014

1

Численность занимающихся физической культурой и спортом

96510

99931

102245

доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %

17,2

17,4

18

2

ВСЕГО проводимых официальных городских мероприятий, в том числе (шт.)

250

228

252

кол-во видов спорта

50

52

52

комплексные

16

38

30

чемпионаты

31

41

52

первенства

48

50

67

всероссийские

10

10

4

международные

2

2

1

3

Кол-во учреждений, из них (ед):

21

17

17

ДЮСШ, из них автономные

17/5

13/7

13/7

СДЮСШОР, из них автономные

4/1

4/2

4/2

ДООПЦ (учреждения департамента образования Города Томска)

1

1

1

Областные учреждения, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск":

3

3

3

4

Численность обучающихся в учреждениях (чел.)

14316

13358

13577

УФКиС

10169

10179

10367

ДООПЦ (Департамент образования)

4147

3179

3210

5

Подготовка разрядников в год

1414

2137

2154

массовые

1198

1865

1860

1 разряд

120

185

199

КМС

84

70

85

МС

11

15

9

МСМК

1

2

1

6

Реализация программ по видам спорта в учреждениях дополнительного образования детей УФКиС

36

36

41

7

Численность жителей, занимающихся в группах у инструкторов по спорту

3095

2731

3033


Динамика показателей социально-экономического развития за предшествующие три года и прогноз исполнения показателей в результате реализации подпрограммы приведены в таблице 2 "Показатели социально-экономического развития на момент разработки муниципальной программы и ожидаемые результаты" раздела II "Общая характеристика муниципальной программы".

Сравнение с показателями административных центров Сибирского федерального округа приведено в таблице 3 "Анализ показателей развития физической культуры и спорта в Сибирском федеральном округе в разрезе регионов и региональных центров" раздела II "Общая характеристика муниципальной программы".

Основными приоритетными направлениями деятельности в части развития физической культуры и массового спорта является вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи. Ежегодно в муниципальном образовании "Город Томск" проводится более 500 физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий от уровня дворовых состязаний до соревнований общегородского уровня. Официальные городские спортивные соревнования проводятся по 58 видам спорта. В 2013 году физкультурно-оздоровительной работой в муниципальном образовании "Город Томск" было охвачено 99931 человек, что составляет 17,4% от общего количества населения муниципального образования "Город Томск". В целях привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом в городе создана система проведения комплексных спортивно-массовых мероприятий, включающих в себя соревнования для всех категорий населения.

Работа с населением по месту жительства долгие годы держалась на энтузиазме самих жителей. К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Благодаря реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ "О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта" стало возможным трудоустроить людей, организующих по собственной инициативе работу на дворовых площадках, а следовательно, систематизировать и направить работу по организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. По итогам 2014 года количество занимающихся в секциях по месту жительства 3033 человека, что на 302 человека больше, чем в 2013 году.

Уменьшение численности учреждений спортивного профиля связано с оптимизацией учреждений. Во второй половине 2013 года с целью эффективного использования муниципальной собственности, повышения качества муниципальных услуг, оптимизации учебного процесса, улучшения материально-технической базы была проведена реорганизация части учреждений спортивной направленности: присоединение МБОУ ДОД ДЮСШ "Строитель" к МБУ ДО ДЮСШ № 15, МБОУ ДОД ДЮСШ №№ 8 и 14 к МАУ ДО ДЮСШ ВВС УСЦ имени В.А.Шевелева, МБОУ ДОД ДЮСШ № 5 к МБОУ ДОД ДЮСШ № 13. На данный момент управление физической культуры и спорта администрации Города Томска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 16 образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, из которых: 7 муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и 9 муниципальных автономных учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в том числе: МБУ ДО ДЮСШ № 1, 4, 6 им. В.И. Расторгуева, 7 по шахматам, 15, бокса, технических видов спорта; МАУ ДО ДЮСШ № 2, 3, 16, 17, "Победа", единоборств, зимних видов спорта, "Кедр", УСЦ водных видов спорта им. В.А.Шевелева.

При этом численность детей в реорганизованных учреждениях не уменьшилась и ставки тренеров-преподавателей были сохранены.

Обучение в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, ДООПЦ) проводится бесплатно. В то же время существуют трудности по обеспечению обучающихся инвентарем и направлению на соревнования.

Численность занимающихся в учреждениях (по состоянию на август 2014 года) составляло 10259 человек, из которых на спортивно-оздоровительном этапе обучалось 2268 человек, на этапе начальной подготовки - 5395 человек, на учебно-тренировочном этапе - 2454 человека, на этапе совершенствования спортивного мастерства - 123 человека и на этапе высшего спортивного мастерства - 19 человек.

Одним из показателей эффективности деятельности учреждений спортивного профиля является подготовка разрядников и участие в соревнованиях. Из числа занимающихся спортсменов - разрядников 2940 человек. За 2013 год подготовлено 70 кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта России - 15 человек.

Можем отметить, что количество подготовленных спортсменов-разрядников остается примерно на одном уровне, по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о планомерной работе в учреждениях. Небольшое снижение в 2012 году связано с изменением требований в присвоении разрядов по некоторым видам спорта. Тем не менее в 2013 году 2 обучающимся было присвоено звание "мастер спорта международного класса": Соколенко Екатерина (МБУ ДО ДЮСШ № 1 по легкой атлетике) и Скурлатова Александра (МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС им. В.А. Шевелева - подводный спорт).

Кроме этого, мы наблюдаем рост спортивного мастерства в части количества завоеванных медалей томскими спортсменами и участия в соревнованиях различного уровня.

Увеличивается представительство томских спортсменов в сборных командах Российской Федерации с 13 человек в 2011 году до 21 человека в 2013 году.

Воспитанницы ДЮСШ зимних видов спорта и Томской школы высшего спортивного мастерства представляли Томскую область и муниципальное образование "Город Томск" на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году (Столярова Екатерина, Миртова Анна).

По итогам 2013 года образовательный процесс в спортивных школах организуют 306 тренеров-преподавателей. Из числа штатных работников - 196 имеют высшее образование, 26 - среднее, в том числе высшее физкультурное - 147 человек, среднее физкультурное - 9 чел., из числа высшую квалификационную категорию - 61 чел., первую - 52 чел., вторую - 30 чел., звание "Заслуженный тренер России" - 10 чел.

Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Учитывая, что потребность в получении услуг по дополнительному образованию детей спортивной направленности в учреждениях дополнительного образования  растет, растет численность жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а количество мест для организации занятий в муниципальных учреждениях не увеличивается, могут возникнуть следующие риски:

1. Потребность в получении услуг по дополнительному образованию детей будет выше, чем возможность учреждений спортивного профиля в предоставлении мест для зачисления в спортивные школы.

2. Недостаточность площадей зданий (объектов спорта) для организаций дополнительного образования детей.

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и поправками в него, вступившими в силу с 01.07.2012, которые устанавливают новые понятия, а именно спортивный резерв, спортивная подготовка и программа спортивной подготовки, а также Письмом Министерства спорта Российской Федерации от 22.07.2013 № ВМ-03-09/4229, в котором указано на то, чтобы предусмотреть и финансово обеспечить переход муниципальных спортивных школ с сентября 2015 года на программы спортивной подготовки. Переход на новые программы, в том числе на программы спортивной подготовки, носит обязательный характер. Программы спортивной подготовки реализуются на базе Федеральных стандартов спортивной подготовки - требования спортивной подготовки по видам спорта, которые обязательны для организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Согласно статье 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана обеспечить участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях, осуществлять материально-техническое обеспечение (инвентарь, оборудование, спортивная форма, обеспечение местом проведения занятий), в том числе проезд к местам соревнования, питание, проживание за счет средств, выделенных организации на выполнение муниципального задания.

В связи с недостаточным финансированием могут возникнуть следующие риски:

1. Невыполнение программ спортивной подготовки в части участия в соревнованиях (выделение средств на проезд, проживание, питание и витаминизацию). В соответствии с программой по виду спорта спортсмены должны принять участие от 2-х до 6 соревнований в год и не менее 2-х тренировочных мероприятий (сборов);

2. Недостаточное материально-техническое обеспечение спортивных учреждений;

3. Невозможность привлечения для организации и проведения образовательного процесса дополнительных педагогов по видам подготовки (акробатическая, хореографическая подготовка и др.).

В настоящее время более половины тренеров-преподавателей используют модифицированные образовательные программы, которые зачастую более слабые по сравнению с типовой программой.