Система общественного пассажирского транспорта должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов территории с учетом перспектив развития населенных пунктов.
Всеобщая автомобилизация населения и бессистемно сформированная маршрутная сеть пассажирского транспорта привели к тому, что движение городского пассажирского транспорта в центре города осуществляется со средней скоростью от 15 до 18 км/ч. На территории муниципального образования "Город Томск" действует 693 остановки автобуса и троллейбуса и 78 остановок трамвая, 12 из которых совпадают с автобусными остановками.
Действующие остановки общественного пассажирского транспорта требуют постоянного их поддержания в надлежащем состоянии, соответствующем требованиям ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", а также повышения уровня их благоустройства.
Существующие в настоящий момент диспетчерские службы большинства частных перевозчиков лишь формируют графики движения транспортных средств по маршрутам и фиксируют отправление транспортных средств с конечных остановок и их прибытие на конечные и контрольные остановочные пункты. Отсутствует и централизованная система синхронизации графиков движения, контроля над изменениями в маршрутах и информирования других участников движения об этих изменениях.
Между тем при подключении бортового навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS транспортных средств к навигационной системе любой коммерческой фирмы такая фирма будет осуществлять мониторинг за движением транспортных средств, в то время как диспетчеры осуществляют оперативную корректировку движения, опираясь на утвержденные графики и регламенты.
В настоящее время на территории Города Томска и Томской области установку оборудования ГЛОНАСС/GPS на пассажирские транспортные средства и сбор данных с него на серверы осуществляют 8 конкурирующих коммерческих организаций, каждая работает с различным оборудованием, работающим со своими уникальными структурами данных, вследствие этого возникает проблема невозможности обмена информацией как между диспетчерскими центрами конкурирующих фирм, так и между каждым центром и единой службой мониторинга/диспетчеризации города.
Для координации и контроля работы перевозчиков, создания единой структуры управления пассажирским транспортом, объединения электронных баз данных перевозчиков, транспортных средств и системы ГЛОНАСС-контроля необходимо выделение средств МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок".
Современные государственные стандарты, предъявляемые к пассажирским транспортным средствам, регламентируют установку в салоне и кабине транспортного средства тревожных кнопок, позволяющих оперативно передать сообщение тревоги на пульт ответственных ведомств. Кроме того, проект по внедрению системы ЭРА-ГЛОНАСС на территории Российской Федерации предполагает интеграцию в нее всех единиц транспорта с возможностью информирования серверного центра системы мониторинга, а также и управления МЧС России по Томской области о происходящих аварийных и чрезвычайных ситуациях на дорогах с указанием точных географических координат.
Государственные стандарты также регламентируют установку дополнительного оборудования, такого как средства голосовой связи с водителем и средства обмена текстовыми сообщениями по сотовым и/или спутниковым каналам связи.
В настоящее время такое оборудование отсутствует на большинстве транспортных средств города Томска.
Для проведения данных мероприятий необходимо выделение средств в виде субсидии МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок".
Отсутствие систем видеонаблюдения за остановочными комплексами не препятствует случаям вандализма и разбойных нападений на остановках общественного транспорта, приводит к невозможности контролировать соблюдение правил дорожного движения транспортными средствами при подъездах к остановочным комплексам, при посадке и высадке пассажиров. Отсутствие систем видеонаблюдения в салонах транспортных средств не позволяет оперативно реагировать на случаи безбилетного проезда, карманных краж, вандализма, на иные действия пассажиров, противоречащие законам и нормам поведения в общественных местах.
Выделение средств МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок" в рамках настоящей программы на внедрение систем видеонаблюдения за остановочными комплексами и в салонах транспортных средств, системы тревожных кнопок на остановках позволило бы передавать оперативную информацию в районные отделения внутренних дел и способствовало бы снижению преступности.
Несовершенство системы организации и контроля пассажирских перевозок подтверждается количеством обращений, поступающих в администрацию Города Томска.
Только за 2013 год в отдел организации пассажирских перевозок и контроля департамента городского хозяйства администрации Города Томска поступило более 400 претензий, в МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок" - более 1350.
Многочисленные нарушения подтверждают результаты мониторинга, регулярно проводимого и специалистами МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок", и сотрудниками Заказчика перевозок, в ходе которого выявляются факты нарушения расписания и схемы движения, проезда мимо остановок, неуважительного поведения со стороны водителей, отсутствия в салоне кондуктора.
Для обеспечения работы центральной диспетчерской службы, диспетчерской службы ТГУ МП "ТТУ" и служб информирования пассажиров необходимо в рамках программы предусмотреть выделение средств для интеграции всех перевозчиков в ЦДС и осуществление перехода на полное автоматизированное управление из ЦДС.
На динамику показателей муниципальной программы могут повлиять следующие риски:
- изменение экономической ситуации, природные и техногенные катастрофы, в результате чего не будет обеспечено полное финансирование мероприятий Программы;
- недостаточное развитие улично-дорожной сети в городе Томске, приводящее к пробкам и заторам, провоцирующим аварийные ситуации;
- низкий уровень культуры в обществе и правовой нигилизм граждан.